Цель занятия: познакомить детей с особым ходом в шахматах - рокировкой, научить определять, когда её можно и нельзя выполнять.
Задачи:
Рокировка - особенный ход, который белые и черные могут сделать всего один раз за партию. Во время рокировки передвигаются сразу две фигуры король и ладья
Рокировка делается следующим образом. Вы берете своего короля и переставляете его на два поля вправо (или влево), а затем берете ладью (если рокировка выполняется вправо, то правую, если влево, то левую), перетаскиваете ее через короля и ставите на соседнее поле.
Рокировка бывает длинной и короткой. Если король рокируется с ближней ладьей - это короткая рокировка, а если с дальней (со стороны ферзя) – это длинная рокировка.
Рокировку можно делать только тогда, когда выполняются одновременно пять условий, пять "если":
А вот находиться под ударом в момент рокировки ладья имеет право, и пройти через битое поле она тоже может. В последнем случае речь идет только о длинной рокировке, а битыми могут быть поля b1 и b8 соответственно для белых и черных.
При записи партии рокировка записывается следующим образом:
0-0 - короткая рокировка.
0-0-0 - длинная рокировка.
Начните урок с повторения. Спросите детей, какова цель игры в шахматы? Что такое мат и чем мат отличается от шаха? Проверьте домашнее задание и предложите ученикам решить несколько позиций на мат в один ход. (задания можно взять из этого урока либо из предыдущего; задач на мат в один ход в учебнике дается "с хорошим запасом")
Далее объясните, что каждым ходом в шахматах можно переставить на доске только одну фигуру. Единственное исключение, которое нам было известно - это превращение пешки в фигуру (заодно спросите, в какую фигуру можно превращать пешку).
Но во время превращения пешка уходит с доски, а на ее место ставится любая фигура того же цвета, кроме короля. Оказывается, в шахматах есть еще один особенный ход, который совершают одновременно две фигуры, и при этом обе они остаются на доске.
Этот ход называется рокировка, белые и черные могут совершить его всего один раз за партию, и то не всегда, а лишь в том случае; когда выполняются пять условий, пять "если", Запомнить все эти правила непросто, часто у детей возникают споры: можно рокировать или нет?
Учитель должен сам хорошо знать эти правила и выступать в спорах третейским судьей.
При решении этих заданий будем считать, что если король и ладьи находятся в исходном положении, то они еще ни разу не ходили, то есть сохраняют право на рокировку. Минимум три-четыре из этих заданий разберите вместе со всем классом на демонстрационной доске, подробно обсудите все нюансы: какой король может рокировать и в какую сторону, какой не может.
Еще 2-3 задания пусть дети решат самостоятельно и запишут решения в тетради (объясните им, как записываются длинная и короткая рокировки), а оставшиеся примеры задайте на дом.
365. Белый король ушел с e1 на d1, так что он рокировать в принципе не может. Черный король может рокировать только в короткую сторону
366. Король e1 в данный момент находится под шахом, поэтому рокироваться пока не может - надо вначале закрыться от шаха. А черные могут сделать короткую рокировку, находящаяся под боем ладья h8 не является для этого препятствием. Но в длинную сторону черные рокировать не могут, потому что после рокировки их ладья попадет под удар слона f6.
367. Белые могут рокировать в длинную сторону, а черные - в короткую.
368. Белые пока никуда рокировать не могут, а черные могут сделать длинную рокировку.
369. Белый король находится под шахом, поэтому рокировку приходится отложить. Черный же король может рокироваться в короткую сторону.
370. Белый король может уйти в короткую сторону, а черный - в длинную.