Начальное положение фигур в шахматах

Цель занятия - познакомить детей с начальной позицией, научить быстро и без ошибок расставлять ее на шахматной доске.

Шпаргалка для учителя

Каждый из соперников руководит своей армией фигур. В руках у белых и фигуры белые, у черных, соответственно, черные. Каждая армия состоит из 16 боевых единиц: восьми пешек, двух ладей, двух коней, двух слонов, ферзя и короля.

Для записи партии и для обозначения фигур на той или иной диаграмме фигуры обозначаются следующим образом:

Обозначения фигурОбозначения фигур

Правда, так уж повелось, что ходы пешкой не принято обозначать буквой, записывается только поле, на которое был сделан ход.
Ученикам всю эту информацию мы будем выдавать постепенно, от урока к уроку, чтобы никого не запутать.

Начальное положение (начальная позиция) - единственно верное положение фигур перед каждой шахматной партией

Во все времена находились фантазеры, предлагавшие свои вариации на тему начальной позиции, однако ничего лучшего, чем эта, придумать пока не удалось.

Белые фигуры (в это понятие можно включать и пешки) расположились на двух первых горизонталях, черные - на двух последних. Куда ставить пешки, разобраться легко - на вторую и седьмую горизонталь. У фигур же - личные места.

По углам доски стоят ладьи, далее в сторону центра - кони и слоны. Ферзи располагаются строго на линии "а", а короли на линии "е". Чтобы не путаться с местами, запомните народную мудрость: ферзь любит свой цвет. Белого ферзя ставьте на белое поле, черного ферзя - на черное, не ошибетесь. Ставки сделаны, ставок больше нет!

Вот как можно записать начальную позицию, используя шахматную нотацию:

Начальная позиция фигур в шахматахНачальная позиция фигур в шахматах

Белые: Кре1, Фd1, Ла1, Лh1, Сc1, Сf1, Кb1, Кg1, п.п. (пешки) a2, b2, c2, d2, e2, f2, g2, h2.

Черные: Крe8, Фd8, Лa8, Лh8, Сc8, Сf8, Кb8, Кg8, п.п. a7, b7, c7, d7, e7, f7, g7, h7.

При обозначении позиции на диаграмме фигуры принято записывать именно в такой последовательности: вначале короля, потом ферзя, ладьи, слонов, коней и, наконец, пешки.

Во время игры каждую фигуру надо ставить аккуратно в центр поля, чтобы в пылу борьбы не возникло споров, где именно она стоит. Если вы заметили, что какая-то фигура стоит криво, скажите "поправляю!" и поставьте ее как следует.

Ход - передвижение фигуры или пешки с одного поля шахматной доски на другое со взятием или без. Как мы уже говорили, противники ходят по очереди. Даже если соперник зазевался, второй раз подряд ходить нельзя. В начальном положении первый ход делают белые.

За один ход можно передвинуть только одну свою фигуру (кроме рокировки - особого хода, который будет рассмотрен позднее). Чужими фигурами ходить нельзя, зато их можно бить (съедать). А вот свои фигуры есть воспрещается!

Методика проведения урока

Объясните детям, что все шахматные партии начинаются с одной и той же начальной позиции. Это примерно то же самое, как вбрасывание в хоккее или подача в теннисе. Все 16 белых фигур и 16 черных должны занять исходные места перед началом шахматного сражения.

Как быстро и легко запомнить начальную позицию? Предложите детям внимательно изучить картинки на тему постепенной расстановки фигур (стр. 22-27 учебника, том 1). Пусть они выставляют фигуры на свои доски и одновременно повторяют хором:

  1. По углам стоят ладьи - башни.
  2. Рядом с ладьями пасутся кони.
  3. У коней могучие соседи - слоны.
  4. Главные советники - ферзи. Ставим белого ферзя - на белое поле, а черного ферзя - на черное поле. Запомните: ферзь любит свой цвет!
  5. Наконец на доске появляются Их Величества - Белый Король и Черный Король.
  6. Перед фигурами в ряд по восемь пешек стоят.

Одна учительница шахмат из Ханты-Мансийского автономного округа - Югра придумала отличную присказку. Как запомнить, на какое поле ставить короля и ферзя?

Короли и ферзи - большие модники. Белый король красиво смотрится на черном троне, а черный король - на белом троне. Наоборот, белая королева (блондинка) любит носить белые платья, а черная королева (брюнетка) - черные платья.

Далее соседи по парте пусть посоревнуются друг с другом - кто быс-трее расставит начальную позицию (если у них одна доска на двоих, то один расставляет белые фигуры, другой черные).

Неизбежен вопрос: что делать, если кто-то из детей уже знаком с азами шахмат, и ему материал первых уроков окажется неинтересен? Вообще, подобная проблема может возникнуть на уроке по любому предмету.

Например, одни первоклассники умеют свободно читать и писать, другие терпеливо учатся рисовать палочки. Что касается шахмат, то возможно несколько вариантов решения проблемы.

Скажем, учитель собирает всех "продвинутых" шахматистов за соседними партами, дает им более сложные задания из последующих уроков и предлагает сыграть между собой несколько партий с записью ходов.

А опытный педагог и методист И.Г. Сухин предложил другой путь - назначать таких детей "помощниками учителя". Помощники вместе с учителем проверяют, правильно ли остальные ученики выполняют задания. И у других детей появляется стимул: если они будут хорошо успевать в шахматах, то тоже могут повысить свой статус и стать помощниками учителя.

Размер:
27.28 Kb
Скачали:
4
Добро пожаловать!

Благодарим за посещение нашего ресурса