Конспект урока "Композиция по теме "Волшебница зима"

Цели занятия:

  • совершенствовать технику работы с пастеляии;
  • расширить знания о пейзажном жанре в живописи;
  • развивать глозамер и "твердость руки" при работе с пастелями;
  • закрепить такие понятия как "контраст" и "воздушная перспектива".

Тема: выполнение пейзажа мягкими материалами (пастель) "Волшебница зима".

Техника выполнения: мягкие материалы (пастель).

Оборудование: репродукции художников (зимний пейзаж), собственные работы, работы учеников из методфонда, аудиозапись стихотворения "Зимнее утро" А.С. Пушкина, аудиозапись из балета П.И. Чайковского "Щелкунчик", бумага для пастели, пастель, спонджики, карандаш, канцелярская резинка, салфетки.

Ход занятия

Организационный момент

- Ребята, приглашаю вас к сотрудничеству.
- Надеюсь, что искусство поможет вам стать образованнее, добрее и обогатит вас приятными эмоциями. (Учитель проверяет готовность к уроку)

Беседа

- Сегодня у нас сказочная тема. Но чтобы попасть в сказку, которая нас ждет, необходимо ответить на некоторые вопросы.
- Я уверена, что вы с легкостью справитесь с этим волшебным заданием:
- Вспомните пейзажный жанр живописи и скажите, что в переводе с французского языка означает слово "пейзаж"? (Ландшафт, пейзаж, расположение)

- Назовите, известные вам виды пейзажа. (Сельский – деревенский, быт, его естественность и простота; морской – направление зародилась в эпоху Ренессанса; природный / урбанистический – пейзаж с городской атмосферой; парковый / усадебный; архитектурный; индустриальный; реализм; пейзажи по временам года)

- Назовите стили пейзажей. (Реализм (Шишкин); импрессионизм (Ван Гог); абстракционизм (Леонид Афремов); сюрреализм (Сальвадор Дали)
- А еще есть такой вид пейзажа, как настроение в пейзаже.

- А что такое пастель? Что вы знаете о пастелях?

Пастель – это палочки из пигмента и связующего вещества. Изобретена пастель была в XVI веке в Италии

- Условно пастель можно разделить на 3 группы – круглая, квадратная и пастельные карандаши.

- Хорошо, ребята, вам удалось ответить на все вопросы и вы попадаете в зимнюю сказку. (звенит звоночек и учитель открывает доску, на которой находятся репродукции картин, на которых изображен зимний пейзаж, а также зимние пейзажи, выполнены пастелью)

- Нас встречает Волшебница Зима, где мы встретим еще одно понятие из живописи – Контраст.
- Давайте вспомним, что такое контраст?

Контраст – это художественный прием в изобразительном искусстве, основывающийся на противопоставлении, разнице, противоположности отдельных частей (или состояния природы, время суток) и характеристик изображения для усиления выразительности произведения в целом

- Какие бывают контрасты в живописи?

Контраст холодного и теплого:

  • холодный – теплый;
  • теневой – солнечный;
  • прозрачный – непрозрачный;
  • воздушный – земной;
  •  далекий – близкий.

Контраст по цвету – разница цветов спектра в их предельной насыщенности. Лучше всего он проявляется в контрасте 3 основных цветов.
- Давайте назовем эти противоположные цвета:

  • красный – зеленый;
  • оранжевый – синий;
  • желтый – фиолетовый.

- Еще один контраст – контраст по тону. (темнее – светлее)
- Ребята, предлагаю вам прослушать прекрасное стихотворение Александра Сергеевича Пушкина "Зимнее утро", максимально погрузиться в эту атмосферу и "мысленно нарисовать" два зимних контрастных пейзажа.

- А поможет нам Алиса. (Ученики предлагают свои варианты пейзажей)
- Давайте внимательно рассмотрим репродукции, на которых изображен зимний пейзаж. (Учитель открывает доску, на которой расположены репродукции картин художников Айвазоского, Левитана и других)

- Обратите внимание на картинки, где зимний пейзаж выполнени пастелью.
- Находясь в сказке мы можем не только видеть Волшебницу-Зиму, но и слышать, слышать ее в музыке, которую сочинили великие композиторы. А Алиса нам в этом поможет.

- Пока звучит эта замечательная мелодия, в которой мы тоже можем услышать контраст, я предлагаю вам определиться какой именно пейзаж вы будете выполнять: вечер или утро. (Звучит музыка из балета П.И. Чайковского "Щелунчик")

- Ребята, вы, наверное, уже догадались, что темой нашего урока является выполнение зимнего пейзажа пастелью.
- Каждый из вас уже определился какой именно пейзаж он будет выполнять. (Вечер или утро, формат по-вертикали или по-горизонтали)

- Хочу обратить ваше внимание на приемы работы пастелями: используя боковую сторону палочки, делаем широкие штрихи, а затем растираем их на бумаге.
- Также вы можете смешать 2-3 цвета.

- Однако "смешивание" - не единственный метод смешивания на поверхности. Более эффективным методом можно считать наложение одного цвета поверх другого без смешивания.

- Если работать, не закрывая полностью нижний слой, то каждый новый слой цвета позволит предыдущему как-бы "высовываться" - просвечивается сквозь последующие слои.
- Работаем острым краем мелка. Дальний план выполняем мягко: наносим штрихи, а растушуем их с помощью спонджика или ватной палочки. (Можно пальцами, но следим за тем, чтобы не испачкать всю работу)

- Рекомендую начать работу сверху вниз, а выполненные участки закрыть чистым листом бумаги. (Завершение первого урока. Ученики делают перерыв)

Этапы рисования пейзажа пастельюЭтапы рисования пейзажа пастелью

Второй урок

Ученики продолжают работу, учитель контролирует работу учащихся, напоминает им о необходимости применения правил линейной и воздушной перспективы, а также разных видов контраста.

Пейзаж пастелью - готовый рисунокПейзаж пастелью - готовый рисунок

Завершение урока

- Вот и пришло время поблагодарить Волшебницу Зиму за чудесную зимнюю сказку.
- Я предлагаю вам сделать мини-выставку из ваших работ и завершить наше сказочное путешествие фотосессией.

- Ребята, дома вы можете оформить свои работы в паспорту и украсить свою комнату.
- Надеюсь, приобретенные на уроке знания в дальнейшем вам пригодятся. Благодарю вас за интересное общение и сотрудничество.

Размер:
148.66 Kb
Скачали:
12