Сценарий открытого занятия "Многообразие млекопитающих. Отряд Грызуны"

В работе представлен проработанный сценарий открытого занятия по теме "Грызуны" с дидактическим материалом.

Ход занятия

Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Ребята, давайте поздороваемся.

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет все узнать наша любознательность.

- Давайте улыбнемся, друг другу, и начнем наше занятие с хорошим настроением.

Мотивационный этап

- Сегодня мы с вами познакомимся с самым многочисленным отрядом из класса "Млекопитающие".
- В этот отряд входит более 2000 видов. На планете почти невозможно найти участок суши свободный от этих животных.
- На экране изображен ребус, в котором зашифрован ответ. Как вы думаете, что это за отряд? (Грызуны)

ГрызуныГрызуны

- Ребята, а каких млекопитающих вы знаете?

Сообщение темы и цели занятия

- Верно. Тема нашего сегодняшнего занятия – "Многообразие млекопитающих. Отряд Грызуны".
- Ребята, давайте вспомним, почему млекопитающих так назвали? (ответы детей)

- Верно, а сейчас я предлагаю нам с вами вспомнить, чем млекопитающие отличаются от других животных.
- Из перечисленных признаков, которые я вам сейчас озвучу, вам необходимо выбрать черты характеризующие представителей млекопитающих.

  • Тело млекопитающих покрыто чешуей.
  • Для млекопитающих характерен волосяной покров.
  • Органы дыхания - легкие.
  • Органы дыхания - жабры.
  • Кормят детенышей молоком.
  • Все представители умеют летать.
  • Могут быть растительноядными, хищниками и всеядными.
  • Живут в самых разнообразных сферах: на поверхности земли, в почве, в морской и пресной воде.

- Молодцы, вы со всем справились.

Изучение нового материала

Рассказ с демонстрацией наглядного материала (компьютерная презентация) по вопросу многообразия отряда Грызуны и их приспособлений к условиям обитания в разных средах.

Грызуны - самый обширный, а если судить по числу семейств и видов, то и самый процветающий отряд млекопитающих

- Наше занятие сегодня необычное. Сейчас мы все вместе отправимся в биологическую экспедицию по континентам нашей планеты.
- Цель экспедиции найти разные виды грызунов и зафиксировать о них как можно больше информации.

- В конце экспедиции мы должны ответить на вопрос: что позволило этим животным стать самым многочисленным отрядом класса млекопитающих?
- Готовы? Тогда мы начинаем.
- Для любой экспедиции нужен маршрутный лист. Наш маршрут представлен на экране:

  1. Антарктида (мозаика с вымершими грызунами + песчанка)
  2. Африка (соотнести описание и животное)
  3. Австралия (строение зубов (подписать зубы)
  4. Южная Америка (зарядка)
  5. Северная Америка (цепь питания)
  6. Евразия (поделка белка)

- И первое место, которое мы посетим это Антарктида. (Нажимаем на значок Антарктида, но он не нажимается)
- Странно. Попробуем еще раз.

На экране изображена планета 60 миллионов лет назад в меловом периоде.

- Все ясно. Распространены грызуны почти повсеместно, исключая Антарктиду и некоторые острова. Поэтому мы и не смогли туда попасть.

- Однако, похоже, мы оказались в еще более интересном месте. Первые грызуны появились на нашей планете около 60 миллионов лет назад.
- Родичи первых грызунов назывались залямбдалестиды. По образу жизни они напоминали современных прыгунчиков. С помощью задних конечностей они совершали быстрые прыжки.

- Кроме них у грызунов было еще несколько других предков, приблизительное строение которых ученые смогли воссоздать при помощи компьютерной графики.

Первичное закрепление полученных знаний, умений и навыков

Пазл "Предки современных грызунов"

- Ребята, посмотрите, кажется, мы с вами нашли остатки древних рисунков, на которых изображены предки современных грызунов.
- Попробуйте соединить картинки и узнать, как же выглядели древние Грызуны. (раздается голос песчанки)
- Ребята, вы слышите? (педагог достает из-под стола песчанку)

- Дети, вы знаете, кто это? (Песчанка)
- Правильно. Похоже, она потерялась. Давайте вернем ее домой. А как вы думаете, где может жить песчанка. (в Африке)
- Верно. Сейчас я предлагаю нам с вами отправиться дальше по нашему маршрутному листу.

- Ребята, мы с вами оказались в Африке. Здесь мы подробнее узнаем о некоторых представителях отряда.
- Размеры тела грызунов обычно небольшие, колеблются от 5 сантиметров у некоторых мышовок, до 130 сантиметров у капибары. Но обычно не превышают 50 см.
- Хвост у грызунов может быть значительно длиннее тела (например, у мышовок и тушканчиков), а может и вовсе отсутствовать (например, у морских свинок).

- Грызуны ведут наземный, подземный, полуподземный, полуводный и древесный образ жизни.
- Форма тела и конечностей у грызунов может достаточно сильно отличаться в зависимости от образа жизни. Так у прыгающих форм могут быть сильно развиты задние конечности.
- У роющих тело приобретает округлую форму и хорошо развитые когти на передних конечностях. Также есть планирующие грызуны с боковой кожной складкой.

Североафриканская песчанка - является наземным и ночным животным. Живет в сложных норах с большим числом отверстий и длинными подземными ходами, которые она самостоятельно вырывает. Питается преимущественно семенами, насекомыми и зеленью.

Песчанку часто считают вредителем в пределах ее естественной среды обитания.

В Африке наиболее известными представителями грызунов являются дикобразы. Южноафриканский дикобраз Hystrix africaeaustralis - самый крупный грызун Африки. Его тело покрыто щетинистым волосами, длинными колючками длиной до 50 см, толстыми оборонительными иглами и сплющенными щетинистыми волосками. На хвосте пучок сильно измененных, полых игл.

Еще одним распространенным видом являются Африканские трехпалые тушканчики. Своим внешним видом тушканчики схожи с мышами или с маленькими кенгуру.

Конечности разной длины и задние намного длиннее передних, что позволяет животному быстро бегать. Передние конечности короткие и вооружены острыми когтями, что позволяет тушканчику рыть для себя норы.

Тушканчики предпочитают вести ночной образ жизни, при этом покидают свою нору только через час после захода солнца, что свидетельствует о его большой осторожности.

- Ребята, давайте попробуем выполнить первое задание. Найдите животных, про которых я вам только что рассказала и подберите для них описание.
- Нам пора отправляться дальше. Следующей нашей остановкой станет Австралия.
- Наиболее распространенными грызунами здесь являются крысы и мыши.

- Здесь проживают такие виды как Белоногая кроличья крыса, Златобрюхая водяная крыса, Северная тушканчиковая мышь и многие другие.
- По всему земному шару проживает множество видов мышей. Самые маленькие из них - мыши-малютки. Новорожденный мышонок этого вида весит меньше одного грамма.

- Самая большая крыса в мире - это крыса Босави (Coryphomys buehleri), которая была обнаружена в 2009 году в кратере вулкана Босави на Папуа - Новой Гвинее. Этот вид может достигать длины до 82 см, включая хвост, и весить до 1,5 кг.

- Кроме диких форм, существуют и одомашненные декоративные виды. К ним относятся сатиновые или атласные мыши. И сегодня она из них присутствует у нас на занятии. Можете посмотреть.
- Ребята, мы познакомились уже с большим количеством грызунов, как вы думаете, почему они получили такое название? (дети отвечают)

- Всех грызунов объединяет своеобразное строение зубов, приспособленных для твердой растительной пищи. Развитые изогнутые резцы растут в течение всей жизни и самозатачиваются.
- Клыков нет, а между резцами и коренными зубами имеется большой промежуток – диастема.
- У вас на партах лежат каточки с заданием. Сейчас ваша задача отметить на своих листах резцы животных синим цветом, коренные зубы красным, а диастему выделить желтым.

Череп грызунаЧереп грызуна

- Покажите мне свои задания. Молодцы!
- А мы с вами следуем дальше и попадаем в Южную Америку. (капибара, морские свинки, шиншиллы)

Главными грызунами Южной Америки, можно смело считать капибар, шиншилл и морских свинок.

Капибара – самый большой грызун из всех известных. Они на 100% безобидны. Предпочитают спокойную и тихую жизнь в своей стае, питаются исключительно растениями и травой. Капибары очень доверчивы и легко находят контакт с другими животными.

У них острое обоняние, что позволяет им обнаруживать хищников, даже когда они находятся под землей или замаскированы растениями или водой.

Шиншилы имеют плотный мех, который помогает им выжить в холодных условиях в родной среде – склонах Анд. Они живут в ущельях на высоте в четыре километра и даже больше.
Шиншиллы могут кушать фрукты, овощи, насекомых, ветки от дерева.

- Кажется у нас сегодня еще один гость. (Показываю детям морскую свинку)
- А вы знаете, что "Свинками" они называются, из-за похрюкивающих звуков и подобной поросятам формы тела "Морскими".
- Они называются лишь в России, Польше и Германии, в остальных странах "Индийскими / Гвинейскими / Голландскими".

- Предположительно, "морская" - сокращение от "заморской". Не смотря на название, к морским обитателям не относятся, воду не любят, но умеют хорошо плавать.
- Найдите этих животных в Задании 1 и соедините с их описанием.

Физкультминутка

- Отлично, мы можем двигаться дальше, отправляемся в Северную Америку. Наиболее распространенными представителями Северной Америки являются бобры.
- Бобр - крупный грызун, приспособленный к полуводному образу жизни. Бобры питаются корой и молодыми ветками деревьев, которые для этого специально валят, подгрызая основание. Эти животные очень хорошо плавают.

Закрепление нового материала

Грызуны имеют огромное значение в природе и жизни человека. К примеру, белка, ондатра, нутрия, бобр, сурок – ценные пушные звери. Белки распространяют семена растений. Без грызунов ни леса, ни поля, ни другая часть природы не смогла бы полноценно развиваться.

Они перемещают семена деревьев и цветов с одного места на другое, способствуя расширению ареала их прорастания. Вследствие этого леса разрастаются на больших площадях. Бобры обгрызают старые деревья, давая жизнь новым побегам.

Мыши рыхлят почву, когда роют себе норы. Однако многие виды – серьезные вредители сельского и лесного хозяйства, повреждают продукты на складах. Большой вред наносят зерновым культурам полевки, суслики. Крысы, мыши, бурундуки, сурки и др. – переносчики опасных заболеваний человека.

У людей есть и биологические помощники, которые помогают им бороться с грызунами. Например сова – сипуха поедает за год до 1000 мышей. Хорек за сутки поедает 10-12 грызунов.

Огромными помощниками в борьбе с грызунами приносят домашние животные – кошки и собаки. Таким образом, грызуны служат кормом многим хищным млекопитающим и птицам. Они являются неотъемлемой частью цепи питания.

- Что же такое цепь питания?
- Верно. Цепь питания - ряд организмов, в котором каждый предыдущий представитель является пищей для следующего.

Видео "Цепи питания"

Составление цепи питания

- Перед вами на партах лежат картинки с разными животными и растениями. Ваша задача попытаться собрать цепь питания, которая будет включать в себя грызунов.
- Молодцы, а нам с вами пора отправляться домой, к нашему последнему месту назначения – В Евразию.

В Евразии обитает огромное количество разных видов грызунов: белки, крысы, хомяки, бурундуки, суслики, сурки и многие другие. Одни из самых необычных грызунов Евразии это слепышовые.

Слепыши – звери очень своеобразные, имеют несколько отличительных черт: цилиндрическое тело, шею не видно, лапы короткие, хвостик находится под кожным покровом, из-за подземного образа жизни глаз у них нет, животное полностью слепое, отчего и получило такое название.

Белки всеядны: кроме орехов, семян, плодов, грибов и зеленой растительности они также употребляют в пищу насекомых, яйца и даже
небольших птиц, млекопитающих и лягушек.

Одним из самых интересных представителей белок, являются белки летяги. Белка-летяга по своему внешнему виду имеет сходство с обычной белкой. Отличия заключаются лишь в том, что у этого животного между передними и задними конечностями имеется характерная кожная складка, покрытая шерстью. Эта складка помогает белке-летяге планировать в воздухе среди деревьев.

Поделка "Белочка"

- А сейчас давайте все вместе выполним небольшую поделку.

Обобщение пройденного материала

Дидактическая игра "Кто, где живет"

- Ребята, вы сегодня так много узнали о разных грызунах, а сейчас давайте попробуем найти домики для этих интересных животных.

Презентация "Кто, где живет"

Опрос:

  1. О каких представителях грызунов вы сегодня узнали?
  2. Чем питаются грызуны?
  3. Где грызуны могут жить?
  4. На каком материке нет грызунов?
  5. Что необычного есть в строении зубов грызунов?

- Молодцы, все это и позволило грызунам стать самым многочисленным отрядом класса млекопитающих.

Завершающий этап

- Наша биологическая экспедиция подошла к концу. Сегодня мы узнали очень много нового и интересного, вы все отлично постарались.
- А сейчас я попрошу вас выбрать на экране начало фразы и закончить ее. Например: Сегодня я узнал, что у грызунов нет клыков.

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске
- К следующему занятию ваша задача подготовить рисунок с наиболее заинтересовавшим вас грызуном. До свидания!

Размер:
72.48 Kb
Скачали:
7