Н.В. Гоголь говорил: "Русский человек рождается под песню и умирает под песню. Песня сопровождает его всю жизнь: и в горе, и в радости".
Еще в детстве моя прабабушка пела мне много колыбельных песен, так что мое знакомство с фольклором началось давно, а продолжилось уже в школе, посещая фольклорный ансамбль "Ручеек".
Устное народное творчество (фольклор) существовало еще в дописьменную эпоху. В те времена песни сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на инструментах, которые придумывали сами - отсюда и пошло название "Народные". В научный обиход термин - фольклор был введен в 1846 г. английским ученым Вильямом Томсоном.
Английское folk – народ, lore – учение. Вместе эти слова - folklore – переводятся как "народная мудрость".
Именно так, уважительно и даже возвышено, принято во всем мире называть устное музыкальное и литературное народное. Поэтому у одного и того же фольклорного произведения есть разные варианты.
В репертуаре нашего ансамбля есть песни разных жанров: колыбельные, плясовые, шуточные, протяжные, обрядовые… А душа поет по-русски, когда тебя окружают предметы народного быта. Вот и у нас в школе есть мини-музей с нашими костюмами, прялкой, детской деревянной игрушкой, шумовыми инструментами, свистульками, кугиклами, жалейками и т.д.
Много лет считалось, что народная песня не достойна научного изучения, именно в Саратов, впервые в России, в 1967 году в Саратовской консерватории было открыто отделение руководителей народного хора, которое возглавил Лев Львович Христиансен - музыковед, фольклорист и педагог. Ежегодно в мае, июне месяце участники нашего ансамбля являются зрителями дипломных работ выпускников этого отделения. Это удивительное зрелище, это праздник народной песни.
"Не роняй старь - она новизну держит!" - говорит мудрая пословица. И пусть мы живем в 21 веке, а если родился в семье ребенок, мы невольно начинаем вспоминать колыбельные песни, пестушки.
"Потягушечки-подрастушечки, в ручки-хватушечки, в ножки-бегушечки" - приговаривает мама, и делает своему малышу своеобразный массаж. А кто не знает " Сорока - ворона кашку варила, деток кормила…" Наверное, нет такого ребенка, который не слышал в детстве эту прибаутку, а ведь ей больше тысячи лет…
Детский игровой фольклор – так и говорили: "Плясать от печки", "Печка – мать родная: и накормит, и обогреет, и вылечит". А в каждой семье ребятишек было много, вот и рождались массовые игры.
В нашем репертуаре тоже есть массовые игры: "Золотые ворота", "Калиновый мост", " Пошла коса по лесу" "Заинька" "Как у дяди Трифона". А ведь никакая игра не начинается со считалки - и это тоже фольклор... А удивительный мир сказок, как благотворно они влияют на сознание ребенка. Ведь, проживая каждую историю, мы и боимся, и радуемся, тому, что зло наказано.
А еще, занимаясь в фольклорном ансамбле, мы познакомились с традиционной народной культурой, с обрядовыми праздниками. Ведь раньше каждый праздник имел свое лицо, пелись особые песни, готовились особые кушанья. Так, что маленький ребенок с печки по запаху мог определить: Какой в доме праздник. Если мама печет куличи и красит яйца, то это Пасха, А если мама напекла стопку блинов, то ни с чем не перепутаешь - это масленица.
В школе мы ставим фольклорные спектакли, которые проходят с большим успехом, на которые приходят не только наши сверстники, но и их родители, и бабушки. В этом году спектакль "Под Рождественской звездой" пришлось показывать 7 раз! Теперь учащиеся младших классов знают: для чего родился Иисус Христос, сколько дней длятся святки, что такое колядки, подблюдные песни.
Фольклор - это самая мудра педагогика. Нам нравится соприкоснуться с истоками, с историей наших предков. Нравятся наши песни, обычаи, костюм. Невозможно охватить весь русский фольклор, но мы попытались рассказать о тех его жанрах, которые сопровождают нас всю жизнь. Я рада, если вам понравилась моя работа.