Методическая разработка учебного занятия для детей 15-18 лет "Никто не забыт, ничто не забыто"

Цели занятия:

  • воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет;
  • вызвать интерес у подростков 15-18 лет к историческому прошлому страны.

Задачи:

  • раскрыть перед детьми значение песен военной поры;
  • учить работать с первоисточниками, отбирать главное, ценное;
  • бережно относится к архивным материалам и серьезно подходить к его отбору;
  • формировать священное чувство любви к своей Родине, патриотическое сознание и уважение к истории своей страны.

Учебное занятие состоит из трех этапов.

На первом мотивационно-ориентировочном этапе решаются следующие задачи:

  • получение информации об эмоционально-психологическом настрое каждого ученика для правильной организации деятельности на занятии;
  • актуализация имеющихся у детей знаний и умений по теме;
  • установление личностного контакта с группой, через приветствие и настрой детей на работу с помощью интригующего начала;
  • целеполагание и ориентировка в предстоящих действиях на занятии.

Второй основной этап – практический, насыщен разными видами деятельности. Учащиеся, используя ноутбуки с выходом в интернет, ищут информацию по заданным параметрам, оформляют странички сборника военных песен, готовят устное представление песни. (год создания, авторы, интересные факты истории песни)

После представления каждой песни, просмотр видеоматериал. Учащиеся демонстрируют свое мастерство (игру на гитаре). В процессе исполнения ребята показывают личностные умения и навыки.

Заключительный рефлексивно-оценочный этап: подведение итогов занятия. (по методике Лотару Зайверта 5 пальцев)

Ход занятия

Эмоциональный настрой

Педагог: Добрый день, дорогие ребята. Согласно жеребьевки мы уже разделились на три команды, прошу вас расположиться за столикам. (ребята рассаживаются за столами)
В этот зимний прекрасный вечер с каким настроением вы сегодня ко мне пришли? (ребята жестами показывают свое настроение)

- Ребята как вы понимаете фразу "Никто не забыт, и ничто не забыто"? (ответ ребят)

Определение темы занятия

Педагог: Впервые эта фраза была употреблена в стихотворении Ольги Берггольц, написанном в 1959 году специально для мемориальной стены на Пискаревском кладбище в Ленинграде, где похоронены многие жертвы Ленинградской блокады.

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.

Ставшие крылатыми слова Никто не забыт, ничто не забыто! являются для нас незыблемым нравственным законом, мерилом всего нашего общественного бытия.
2020 год - особый год для нашей страны. В этом году исполняется 75 лет со дня подписания акта о капитуляции Германии. 75 лет тому назад закончилась Великая Отечественная война.

Это памятное событие не могло быть не отмечено Указом Президента. 9 мая 2020 года наша страна будет отмечать великую дату. Об этих днях забывать нельзя. Надо хранить ПАМЯТЬ об этих событиях в наших сердцах и никогда не забывать какой ценой завоевана эта ПОБЕДА!

2020 год объявлен Годом Памяти и Славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Чем дальше уходит в прошлое суровое и героическое время Великой Отечественной войны, тем ближе, дороже, бесценнее становится каждая страница ее живой, зримой летописи. И важной составной частью этой бесценной летописи являются песни.

Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
(строки из песни После боя муз. А. Ляпина сл. В.И. Лебедев-Кумач)

Педагог: Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей, но и поэтических строчках, и в звуках музыки. Песни, рожденные в годы войны, звучат и сегодня, потрясая наши сердца. Сколько их – прекрасных, незабываемых.

Объяснение практического задания

Педагог: Ребята сегодня вам предстоит создать собственный сборник военных песен. У вас на столах стоят ноутбуки с выходом в интернет. По предложенным строчкам вам предстоит найти эти песни в интернете и историю создания (авторы песен, год создания, интересные факты). Соответственно подготовить устное представление песни и оформить страничку нашего сборника на листе формата А3.

Время работы на все 20 мин. Дополнительный (вспомогательный) материал для оформления вам представлен. Отдельно на столе заранее подготовлен материал для оформление страниц: портреты поэтов, композиторов, на листах распечатаны стихи песен, декоративные элементы для украшение страниц. (искусственные гвоздики, георгиевская ленточка, голуби)

Основная часть

Педагог: Ребята задания понятно? (ответ ребят)
- Раз условия и задачи вам ясны, получайте конверты с заданием и начинаем работать, время пошло. (ребята выполняют задания)

Представление задания

Педагог: Время вышло, я вижу, что у вас все готово. Тогда давайте начнем представлять ваши первые странички военных песен. В период с 1941 по 1945 год, было создано сотни песен. Война длилась 4 года, давайте восстановим хронологию создания песен.

- Одной из самых популярных песен войны стала песня, которая родилась еще в 1938 году, что это за песня? (ребята отвечают)
- Правильно это песня Катюша и я, приглашаю команду для презентации своей первой странички нашего песенника.

Представления песни "Катюша"

Просмотр видеоролика "Катюша".

Педагог: Начало войны было ознаменовано появлением самой суровой и самой яркой военной песни, из когда-либо сложенных людьми. Война началась 22 июня 1941 года, а слова песни были написаны 24 июня, что это за песня? (ответы)
- Правильно это Священная война. Я, приглашаю команду для презентации своей странички.

Представления песни "Священная война"

По окончанию представления песни я предлагаю просмотр видеоролика.

Педагог: Не менее значимое место на фронтах и в тылу заняла одна из самых лирических песен написанная в 1943 году. Что это за песня? (ответ ребят).
- Правильно это песня Темная ночь. Я, приглашаю команду для презентации своей странички.

Представления песни "Темная ночь"

По окончанию представления песни я предлагаю прослушать фрагмент песни.

Педагог: Создавая сборник, военных песен, нельзя не вспомнить еще одну песню, которая начинается со слов: 

Ночь коротка, спят облака,
И лежит у меня на ладони
Незнакомая ваша рука.

- Что это за песня? (ответ ребят)
- Правильно это песня "Случайный вальс".

Представления песни "Случайный вальс"

Педагог: А следующая песня была написана в 1940 году, но впервые была исполнена в 1944 году, о какой песне идет речь?

- Правильно это песня "Смуглянка".

Представления песни "Смуглянка"

Просмотр видеоролика.

Педагог: В 1975 году в Союзе композиторов был объявлен конкурс на лучшую песню о войне. Но на конкурсе эта песня потерпела фиаско. А вскоре вообще была запрещена и лишена права звучать в эфире. О какой песне идет речь? (ответ ребят).

- Правильно это песня День Победы. Песню "Священная война" мы называем священным гимном войны, а "День Победы" - гимном Великой Победы! и я, приглашаю команду для презентации своей странички.

Представления песни "День Победы"

Педагог: Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза…

Эти строки были написаны военным корреспондентом Алексеем Александровичем Сурковым, в письме к жене осенью 1941 года под Истрой. Поэт пробивался вместе со штабом одного из гвардейских полков из окружения. Тогда слова:

До тебя мне дойти не легко,
А до смерти – четыре шага…

были для него не только поэтическим образом, но и пронзительной пережитой реальностью... А через три месяца композитор Константин Яковлевич Листов написал мелодию. Так родилась песня с очень коротким названием, но с большой и очень яркой историей. Ребята вы узнали про какую песню идет речь? (Ответ ребят: "В землянке")

- Правильно, а это произведение я предлагаю нам ее сыграть. (Ребята исполняют песню на гитаре)

Песни Великой Отечественной войны стали памятником великого Мужества. В них запечатлены и трагические и счастливые страницы героических лет. Слова этих песен рождены войной. Благодаря им, мы будем помнить, какой ценой завоевано наше счастье - жить на этой прекрасной Земле. Их пели, поют, и будут петь. История этих песен продолжается.

Рефлексия

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами создали первые странички нашего сборника военных песен.
- Молодцы. Я предлагаю вам подвести итоги и оценить нашу работу по методу 5 пальцев. (каждому участнику команд раздаю карточку-ладошку)
- Ребята, посмотрите на свою ладонь, вам сейчас предстоит заполнить какие знания, опыт вы сегодня получили и с каким настроением вы сегодня уйдете от меня.

  • М (мизинец) – мыслительный процесс. (какие знания, опыт вы сегодня получили)
  • Б (безымянный) – близость цели. (что вы сегодня делали и чего достигли)
  • С (средний) – состояние духа. (каким было сегодня ваше преобладающее настроение, состояние духа)
  • У (указательный) – услуга, помощь. (чем ты помог, чем ты порадовал или чему поспособствовал)
  • Б (большой) – бодрость, физическая форма. (каким было ваше состояние сегодня? Что вы сделали для своего здоровья?)

Ребята заполняют карточку-ладошку и крепят на доску.
Педагог: Спасибо вам, на этом я с вами прощаюсь, до свидания!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!