Проблема совершенствования физического воспитания детей остается актуальной.
Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех двигательных способностей, в том числе и координационных, которые являются компонентом любого движения у детей и свидетельствуют о готовности к освоению новых, более сложных двигательных действий.
Большинство детей в детстве любят лазать по деревьям, по какой-либо поверхности c большим удовольствием. Вспомните себя, думаю, такой способ сохранения клеточек мозга вам хорошо знаком. Лазание является одним из основных видов двигательной активности.
Скалолазание – самостоятельный вид спорта, разновидность альпинизма, а с 2020 года даже вошел в программу олимпийских игр. Скалолазание – это также вид активного отдыха. Из названия понятно, что это лазание по скалам (естественному рельефу) или скалодрому (искусственному рельефу).
Скалолазание как вид физической активности обеспечивает физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста, имеет множество плюсов:
По рекомендациям специалистов (М.Ю. Кистяковской и З.С. Уваровой), к 5 – 7 годам у детей появляется цикличность в движениях лазания, становится более точным направление и амплитуда движений рук и ног.
Для организации ситуаций общения нужен скалодром, оборудованный зацепами различной формы и размера. Элементы рельефа для ног и рук должны быть прочно закреплены. Потребуются маты толщиной не менее 25 см, плотно примыкающие друг к другу, имеющие общую покрышку. Маты находятся строго под скалодромной стеной. Не все стены являются хорошими для начинающих. Слишком крутые стены требуют очень много сил. Идеальное место скалодром без наклона.
Перед началом занятий мы убеждаемся в отсутствии неисправности и дефектов скалодрома, предупреждаем детей, если прокручивается какой-то зацеп, проводим инструктаж по технике безопасности и напоминаем о правилах профилактики травматизма, обязательно напоминаем о правильном спуске с трассы, нельзя позволять спрыгивать детям даже с маленькой высоты.
Просматриваем удобную спортивную форму и обувь, лучше специальные туфли – скальники с загнутой к носку подошвой или с прямой. Правильная постановка ног – основа основ. Во время лазания принято использовать носок скальника. Для скалолазания необходимы страховочные обвязки – это такие шорты, сооруженные из ремней.
Во время лазания большую часть времени руки должны быть прямые. Это позволит сэкономить силы, не сгибая мышцы в области локтей. Также на первых тренировках следует ознакомить детей с основными техническими движениями: накат, выкат, кресты руками, кресты ногами, правильной смене ног на одной зацепке (перепрыжка), правильной смене рук на одной зацепке.
При освоении техники движений важно качество выполнения двигательных действий, после чего усложняем задания.
Структура занятия на скалодроме состоит из:
Трассы делаются не долгими, чтобы перехваты для ребенка находились в зоне его индивидуальных физиологических возможностей. Постановка двигательных задач перед детьми осуществляется в игровой форме и опирается на игровую мотивацию. Именно игра повышает интерес детей к спорту, формирует двигательный интеллект, развивает двигательные качества.
Игра "Каляка-Маляка" с использованием цветных мелков тренирует выносливость, силу рук, трудолюбие.
Игра "Царь горы" тренирует скоростные качества, внимательность, чтобы собрать дополнительные бонусы и достичь вершины.
Игра "Меньше зацепов" формирует умение действовать в уме, тренирует мышление и логику, чтобы использовать как можно меньше зацепов при достижении вершины – топа трассы.
Необходимо объяснять ребенку правильность выбора приемов при прохождении трассы, это позволит ему в последующем осознанно применять свой двигательный опыт.
Восхождение на стену комплексно развивает силу рук и силу ног, тренирует равновесие.
Скалолазание в детском саду дает возможность улучшить двигательные качества, показать себя на городских мероприятиях. У детей, занимающихся скалолазанием, результаты выполнения упражнений намного лучше по сравнению с теми, кто не занимается.