Практическое занятие для родителей «Мамины помощники»
Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на обогащение и активизацию словаря по теме «Продукты питания».
Задачи:
1. Закрепить знания у детей о продуктах питания, их пользе для человека.
2. Упражнять в образовании относительных прилагательных, правильном употреблении падежных конструкций.
3. Развивать дыхание, слуховое внимание и память, мыслительные операции (классификация, обобщение).
4. Воспитывать у детей культуру питания, ответственное отношения к
своему здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование: овощи, фрукты, молоко, сыр, конфета, горох, сахарный песок, вермишель, лавровый лист, изюм, грецкие орехи, мёд, клюква, фасоль, рис, скатерть, тарелки, пакет, салфетки на столы, чайник, чайные пакетики с наклеенными на них картинками ягод, стаканы с соком, два подноса.
Предварительная работа: изготовление панно из круп (рис, манная крупа, греча, горох, пшено).
Ход занятия.
I. Организационный момент. Постановка цели занятия.
- Добрый вечер, мамы и бабушки! Сегодня мы с вами поиграем в интересные игры вместе с детьми, которые вы с удовольствием повторите дома. А о чём пойдёт наш разговор, вам подскажут дети.
- Ребята, мама пришла из продуктового магазина, что она принесла в пакете или сумке?
- Правильно, продукты питания. И сегодня мы поговорим о продуктах питания, о том, какие блюда можно из них приготовить и покажем мамам, какими мы можем быть хорошими помощниками дома.
II. Основная часть занятия.
1. Игра – соревнование «Наведём порядок».
- Ребята, Серёжина мама пришла из магазина и принесла целый пакет с продуктами и сейчас она будет доставать продукты из пакета и складывать на стол, а вы их хором называйте.
Апельсин, мандарин, банан, груша, яблоко, лимон, картофель, зелёный лук, редис, укроп, перец, помидор, лук, огурец, морковь, свёкла, капуста, чеснок, петрушка, изюм, сыр, конфета, горох, сахарный песок, вермишель, лавровый лист, молоко.
- А сейчас мы с вами поможем маме навести порядок на столе. Пока звучит музыка, вы будете складывать на тарелку фрукты, а на поднос – овощи. Посмотрим, кто быстро и правильно справится с заданием.
Звучит музыка.
Дети выходят по трое и раскладывают по тарелкам овощи и фрукты.
- Серёжа и Егор, вы будете складывать овощи. Куда вы их будете складывать?
- Диана, а ты будешь складывать фрукты. Куда ты их будешь складывать?
- Молодцы, все справились с заданием и никто не ошибся.
- Сейчас Глеб и Юля будут складывать овощи, а Юлина мама – фрукты.
2. Дидактическая игра «Вкусный салат»
- А что можно приготовить из овощей?
- Можно приготовить салат, пюре, суп, сок, икру. А ещё, ребята, можно приготовить и котлеты (бывают, например, морковные и картофельные котлеты), и оладьи из кабачков, тыквы и картофеля. Вот оказывается, сколько блюд можно приготовить из овощей.
- А вот мамы хотели угостить вас салатами. У мамы Егора есть вот такая записная книжка с рецептами вкусных и полезных салатов, но она выпала из рук и распалась на отдельные листочки. Давайте поможем маме Егора собрать книгу и приготовить салаты.
- Сейчас наши мамы выберут листочки с рецептами, они по очереди будут называть, какие им нужны продукты для салата. Вы внимательно слушаете, запоминаете, складываете нужные продукты на тарелку и несёте маме.
Логопед подносит поднос с рецептами, мамы берут по очереди по одному рецепту. Логопед называет – слушаем рецепт № 1.
На листочках написано:
1- Я приготовлю салат из картофеля, зелёного лука, редиса, укропа.
Логопед подаёт тарелку и Диана складывает названные овощи.
- Итак, Диана внимательно слушает свою маму.
- Как называется салат из лука?
- Слушаем рецепт № 2.
2- Я приготовлю салат из перца, помидора, лука, огурца.
- Назови эти продукты одним словом. Как называется салат из овощей?
- Мама Глеба прочитает рецепт № 3.
3 – Я приготовлю салат из свёклы, чеснока, сыра, петрушки.
- Как называется салат из свёклы?
- А сейчас слушаем рецепт № 4.
4 – Я приготовлю салат из моркови, яблока, изюма, капусты.
- Как называется салат из моркови?
- Что кроме овощей, ещё есть в этом салате?
- Да, мы с вами знаем, что из фруктов тоже можно сделать салат.
- …., послушай внимательно свою маму.
Мама Серёжи зачитает рецепт № 5.
5 – Я приготовлю салат из апельсина, мандарина, банана, груши.
- Как называется салат из фруктов?
- Ребята, а ещё в салаты добавляют вот такие продукты - я буду показывать, а вы называйте.
Мёд, клюква, лимон, грецкие орехи.
- Ребята, а чем полезно заправлять салаты – сметаной, майонезом или растительным маслом?
- Чем полезны овощи и фрукты и ягоды?
- Они содержат много витаминов, которые помогают нам расти и не болеть. Например, лук, морковь, клюква содержат много витамина А, который улучшает зрение, а капуста, мандарины, апельсины, лимон – витамин С, который укрепляет зубы и помогает не заболеть, а если вы всё-таки заболели, то поможет быстрее стать здоровым. Мёд и изюм дают организму много энергии, чтобы двигаться, думать и не уставать. Грецкие орехи тоже делают нас умными и сильными. Значит и приготовленные салаты из перечисленных продуктов тоже очень полезны.
- Вот у нас получилась вот такая книга рецептов (логопед скрепляет листочки степлером), отдаём её маме Егора.
3. Дидактическая игра «Угощаем маму»
- Ребята, вы говорили, что из овощей ещё и суп можно приготовить, а давайте угостим наших любимых мам супом. Чем полезны супы?
- Суп необходим для нашего желудка и содержит много витаминов.
- Скажите, как называется суп из овощей (лука, моркови, свёклы, гороха, молока, грибов, рыбы, мяса, курицы?
1 - Серёжа, давай мы с тобой сварим овощной суп. Я возьму капусту, помидор и банан. Это правильно? Почему? Что мне нужно взять вместо банана? Принеси, пожалуйста. Отнеси тарелку маме.
2 – Диана, мы с тобой сварим луковый суп. Я возьму укроп, петрушку и молоко. Это верно?
- Что ты мне принесёшь вместо молока?
3 - …., будем мы варить молочный суп. Принеси-ка мне молоко, сахарный песок и горох.
- А что можно положить? Правильно, вермишель или рис.
4 - …, мы с тобой сварим гороховый суп. Я возьму лавровый лист, зелёный лук и конфету. Это правильно?
5 – А с тобой, …, мы будем варить рисовый суп. Принеси мне, пожалуйста, чеснок, перец и фасоль.
- Конечно, нам нужен рис. А суп из фасоли, как называется?
- Давайте повторим, какой суп будет кушать Серёжина мама? И т.д.
Логопед показывает главный ингредиент каждого супа, дети образуют относительные прилагательные.
- А как называется суп из мяса (рыбы, курицы)?
- А вот конфету я хотела в суп положить, полезны ли конфеты?
- Сладости можно кушать, но очень редко, потому что сладкое вымывает из организма кальций, который очень полезен для зубов, костей, волос. Есть полезные сладкие продукты – это фрукты, сухофрукты (изюм и т.д.), мёд, мармелад, варенье, ягоды, халва.
- Молодцы, справились с заданием.
4. ФЗМ. «Подпрыгни – присядь»
Логопед называет предметы, если они съедобные, то дети – прыгают, если несъедобные, то приседают.
5. «Угадай фрукт»
- А сейчас принесите мне только фрукты и положите вот на эту тарелку. Встаньте вокруг стола. Я разрежу фрукты и мы с вами вспомним, какой аромат издаёт каждый фрукт.
Дети поочерёдно подносят фрукты и делают глубокий вдох.
- Ребята вдох делаем плавно, медленно, не поднимая плеч.
- А сейчас с закрытыми глазами выбираем фрукт, делаем вдох и угадываем, что за фрукт вы взяли.
6. «Угадай сок»
- Ребята, скажите, а что можно сделать из фруктов, кроме салата?
- Правильно, напиток, сок, пюре, варенье, джем, повидло.
- А мамы решили угостить вас соком. А чем полезен сок?
- Да, с соком в наш организм поступают полезные витамины.
- Какой сок мама приготовит из апельсина (мандарина, ананаса, яблока, груши, банана).
- А из овощей можно приготовить сок?
- Как называется сок из томата, свёклы, моркови, огурца.
- Сейчас мы с вами угадаем, какой сок приготовили для вас мамы. По очереди закрывайте глаза и будем пробовать соки.
- Молодцы, справились с заданием.
- Диана, а ты каким соком маму угостишь? Составляем предложение – Я угощу маму … соком.
7. «Витаминный чай для мамы»
- Ребята, что можно приготовить из ягод?
- А есть ещё чаи с разными ягодными добавками, особенно полезен зелёный чай, он богат витаминами и полезными веществами.
- Сейчас мы с вами угостим мам полезным зелёным чаем с ягодами.
Дети достают пакетики с чаем с наклеенными на них изображениями ягод.
- Егор, у тебя какая ягода изображена на пакетике? Каким чаем из ежевики ты угостишь маму? и т.д.
Складываем пакетики в чайник. Логопед ставит чайник перед мамами.
III. Итог занятия.
- А ещё дети приготовили для своих мам украшения на кухню – вот такие панно из разных круп.
- Серёжа, из какой крупы у тебя сделано яблоко?
- из пшена.
- Подари маме панно.
Дети по очереди называют крупы и дарят мамам поделки.
- Ребята, вам понравилось занятие? А что вам больше всего понравилось на занятии?
- Спасибо за работу.