Цели:
- Помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров.
- Создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.
Образовательные области: «Познание», «Физическая культура», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Безопасность», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация»
Группа: Старший дошкольный возраст (старшая «Почемучки» и логопедическая «Речецветик» группы)
Продолжительность проекта: 3 осенних месяца
Перспективный план работы над проектом «Осенины»
|
Формы проведения |
Тема |
Место проведения |
Примечание |
Экскурсия целевая |
Осень Цель: Знакомство детей с творчеством писателя В.Бианки. |
Городская библиотека №9 им. Шолохова М.А., п.50 лет Октября |
|
|
Экскурсия целевая |
Признаки ранней осени Цель: Развивать навык сравнительного анализа (лето – осень) на основе ранее полученных знаний, учить находить общие и индивидуальные свойства и черты, проводить аналогии. Цикл наблюдений за рябиной осенью. Цель: Уточнить название дерева, особенности формы и цвета листьев, плодов. Обогатить и активизировать словарь за счет слов: разноцветный убор, гроздь, пурпурный, резной. Наблюдение «Рябина золотой осенью». Цель: Воспитывать у детей умение любоваться красотой окружающих деревьев, желание беречь эту красоту. Наблюдение «Рябина во время листопада». Цель: Углубить и обобщить представление детей о подготовке деревьев к зиме. Активизировать слова: листопад, гроздья, пурпурно-красный. Наблюдение «Рябина – птичья кормушка». Цель: Воспитывать у детей интерес и доброе отношение к птицам и природе вообще. |
Городской парк |
Сбор материала для художественного творчества: листья различной формы и окраски, плоды и семена деревьев и кустарников (желуди, каштаны, боярышник) |
|
|
Наблюдение |
Солнце Цель: Продолжать знакомство детей с солнцем, как источником света и тепла на Земле. |
Территория детского сада |
Свойства света: движение, направление, отражение, преломление. |
Наблюдение |
Ветер Цель: Знакомство детей со свойствами воздуха, ветер – движение воздуха, причины его возникновения. |
Территория детского сада |
Игры с султанчиками, ленточками, вертушками. |
|
Работа с календарем природы
Беседа |
Как заполнять календарь природы Цель: вспомнить условные обозначения явлений погоды, самостоятельно проводить наблюдения и делать записи. - «О пользе ягод рябины» Цель: Уточнить представление детей о том, что ягоды рябины не только красивы, но и очень полезны. - «Традиции народного праздника «Рябинник» Цели и задачи: • Воспитывать любовь к родной природе и народным традициям через устное народное творчество. • Формировать у детей представление о календарно-обрядовом празднике «Рябинник», обычаях и приметах связанных с ним, о пользе рябины для человека и птиц, о значении обереговых рябиновых бус. • Познакомить с приёмами работы ниткой и иголкой, учить нанизывать ягоды рябины с помощью иголки на нитку, находить иголкой центр у ягоды – звёздочку. • Учить детей работать с природным материалом аккуратно, доводить начатое дело до конца, получать радость от проделанной работы. • Развивать мелкую моторику пальцев рук, мышление, сообразительность, кругозор. |
Групповая комната |
Выставление картинок, отображающих явления в неживой природе |
|
|
Занятия по познавательному развитию Игры-эксперименты: - солнечные зайчики; догоняют друг друга. - подаем сигналы; - у кого тень интереснее; - угадай, чья тень; - какого цвета солнечный луч; - очистим воду; - сколько выпало осадков; - ковер на воде; - испытание кораблей; - невидимка-воздух; - высокие волны. |
|
Групповая комната.
|
Наличие специальных материалов, оборудования (бумага, вата, различные сосуды, зеркала, фонарики, вертушки и т.д.) |
Музыкальная сказка |
«Осенние узоры». Цель: Возможность продемонстрировать полученные знания об осени, о жизни диких животных. Развлечение «Рябинник». |
Музыкальный зал |
Изготовление детьми атрибутов и декораций (деревьев, грибочков, листьев) из природного материала. |
|
Физкультурный досуг |
«Времена года». Цель: Совершенствовать умение двигаться и выполнять задания. |
Музыкальный зал |
Использование спортивного инвентаря, природного материала (шишки, каштаны) |
|
Загадки (обогащение словаря: моросит, золотая, листопад, хмурое) |
Об осени и природных явлениях. Цель: Учить детей думать, отгадывать загадки об осени, явлениях природы. |
Групповая комната |
Загадки - картинки |
|
Рассматривание репродукций картин |
«Осенний день», «Осень», «Золотая осень» И.Левитана. Цель: Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие картин. |
Групповая комната |
|
|
Изготовление коллажей, тестопластика. |
«Наш огород», «Осень в лесу» Цель: Уметь лепить характерных персонажей (лису, медведя, ежа, зайца, чучело), самостоятельно определять способы и приемы лепки. Развивать способности к формированию и композиции. С использованием природного материала «Ветки рябины». |
Групповая комната |
Использование соленого теста, круп, бумаги. |
|
Аппликация обрывная |
- Моросящий дождь. - Осенние листья. - Овощи. - Ветка рябины. Цель: Совершенствовать технику обрывной аппликации, учить подбирать необходимые тона для передачи осеннего настроения. |
Групповая комната |
Цветная бумага, картон. |
|
|
Ручной труд
Лепка из пластилина
|
«Грибы в лесу» Цель: Закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях, развивать глазомер, приучать к точным движениям пальцев, воспитывать аккуратность. Рельеф «Рябина» Программное содержание: - учить детей делать пластилиновый рельеф; - закрепить умение вырезать форму из картона, смешивать пластилин разных цветов, скатывать нити, шарики и укладывать их по схеме, наносить вдавленные линии стекой; - закрепить правила работы с ножницами, острыми предметами; - развивать интерес к живой природе, способность к созданию композиции, эстетический вкус; - воспитывать желание помочь взрослому. |
Групповая комната |
Техника оригами |
Рисование |
«Оживим листочки», «Опадает лист кленовый», «Композиция из осенних листьев», «Ягоды рябины» (нетрадиционное рисование) Цель: Отражение в рисунках осенних впечатлений, познакомить с новой техникой рисования «по мокрому» изображений акварельными красками (монотипие, отпечатки). |
Групповая комната |
Сухие листья, рисование ладошками. |
|
Математика |
Цель: Учить пользоваться условной меркой. |
Участок детского сада и групповая комната |
Условные мерки: лента, отрезок бумаги, линейка. |
|
Сюжетно-ролевая игра |
«Овощной магазин» Цель: Учить отбирать содержание лепки с поставленной задачей (овощи, фрукты). |
Групповая комната |
Из соленого теста лепка овощей, фруктов |
|
Конструирование
Шитье тряпичных кукол |
«Корзинка» (из бумаги) Цель: Учить согласованности в работе глаз и рук, совершенствовать координацию движений. Сентябринка, Октябринка, Ноябринка |
Групповая комната |
Бумага |