Конспект подгруппового занятия с детьми 6-7 лет с ограниченными возможностями здоровья "Семья глазами детей"

Наблюдая за поведением детей в группах детского сада, приходишь к выводу, что семья не только имеет огромное значение для ребенка, но и играет очень важную роль в их воспитании педагогическом и психологическом.

Детям, также как и взрослым, важно чувствовать себя любимыми, нужными и важными в семейной цепочке.

Для облегчения этого понимания и упрощения поиска своего места в структуре "семь Я", в данном занятии применены разнообразные методы обучения, имеющие педагогические и психологические цели, а именно: рассматривание карточек и рисунков, этюды, моделирование и анализ заданных ситуаций, рассказ психолога и рассказы детей, беседы.

Данная тема имеет очень большое значение также в связи с возрастом детей, их психологическими особенностями, которые связаны с подготовкой к школе и переходом на новую ступень в жизни ребенка. Роль каждого члена семьи будет меняться в школьный период. И ребенок должен постоянно помнить, что обстоятельства могут быть разными, а чувство опоры, спокойствия, уверенности, защищенности он всегда сможет найти в своей семье.

Цели:

  • развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях с родителями и другими членами семьи;
  • помочь детям научиться находить выход в разных семейных ситуациях; помочь детям укреплять чувства спокойствия, уверенности, опоры, защищенности рядом с родителями и другими членами семьи.

Задачи:

  1. Продолжать развивать у детей установку положительного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе.
  2. Помочь ребенку понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими.
  3. Продолжать учить ребенка снижать уровень своей тревожности и негативного отношения к себе.

Ход занятия

Приветствие

Психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть!
- Сегодня на нашей встрече я хотела бы поговорить с вами о том, как вы видите вашу семью и о том, как вы общаетесь с членами вашей семьи.
- Скажите, вам часто хочется играть, общаться со взрослыми или кто-то любит играть один? (ответы детей)

- И вы, наверное, знаете, что ваши родители часто общаются с воспитателями, врачами и другими взрослыми, обсуждая ваши проблемы.
- А как вы думаете, вы сами можете помочь вашим мамам, папам, бабушкам, дедушкам решать какие-то важные семейные вопросы?
- Сегодня мы поговорим о вашем участии в жизни семьи.

Основная часть

Игра для эмоционального развития "Семейка Гномс"

Психолог: Ребята, а теперь ответьте на такие вопросы: когда вы хотите что-то получить от мамы, папы, а вам этого не дают, вы всегда хорошо себя ведете?
- Как вы реагируете на отказ? Что вы при этом чувствуете?

- Чтобы лучше понять свои чувства посмотрите на карточки, на которых изображена семейка Гномс.
- Члены семьи попадают в разные ситуации и при этом испытывают самые разные чувства.
- Вы должны выбрать карточки с чувствами, которые вы испытываете в ситуации отказа.

При необходимости психолог помогает наводящими вопросами. Если в подгруппе есть дети, которые слишком остро реагируют на отказ, то психолог говорит следующее: "А теперь давайте попробуем научиться реагировать спокойно на отказ".

Этюд "Поход в магазин"

Психолог: Маленькая Таня была упрямой и капризной девочкой. Она всегда любила добиваться своего и достигала этого любыми путями.
- Когда Таня не получала того, что ей хотелось, она тут же закатывала истерику. И вот однажды, девочка пошла в магазин со своей мамой.

Дети разыгрывают этюд. После отказа мамы купить очередную куклу, психолог задает детям вопрос.
- Ребята, как вы думаете, как Таня может повести себя в этот раз? (например, взять в следующий раз в магазин свою любимую игрушку, самой накопить деньги на новую игрушку, дождаться, когда у мамы будет возможность купить новую игрушку)

Дети проигрывают предложенные варианты поведения в магазине.
- Ребята, вы согласны, что такое поведение помогает сохранить мир в семье?

Этюд "Дружная семья"

- А теперь давайте вернемся домой и проведем приятный вечер в кругу семьи. У каждого из вас будет свое задание.
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует, кто-то вяжет и т.п.

- Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают". Дети должны производить манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.
- А теперь давайте обсудим, чем вы занимаетесь дома вечером в кругу семьи?

Игра "Заботимся о родителях"

- Ребята, одно из проявлений любви – это забота о близком человеке. И ваши родители каждый день заботятся о вас.
- А вы проявляете заботу о ваших родителях?
- Расскажите, как вы это делаете.

Дети выстраиваются в ряд в трех шагах от психолога. Психолог бросает мяч по очереди каждому из них и спрашивает, как можно проявить заботу о родителях в следующих ситуациях:

  • мама пришла с работы усталая;
  • у мамы плохое настроение;
  • у мамы вечером много дел по хозяйству;
  • папа плохо себя чувствует;
  • у папы неприятности на работе;
  • папа и мама поссорились, и т.д.

Например, если у папы неприятности на работе, нужно, когда он придет с работы, улыбнуться ему и сказать что-то доброе. Тот, кто нашел способ помочь родителям, делает шаг вперед. Самый лучший помощник тот, кто первым дойдет до психолога.

Рисунок "Солнце заботы"

- Ребята, нарисуйте солнце заботы своей семьи. Вспомните, как члены ваших семей заботятся друг о друге, и нарисуйте у солнышка столько лучей, сколько примеров заботливости вы вспомнили.
- Повесьте свой рисунок дома. Добавляйте к нему лучи всякий раз, когда члены ваших семей будут заботиться друг о друге.

Заключение

- Ребята, как вы считаете, что же такое семья?
- Может быть это те люди, с которыми вы чувствуете себя любимыми, нужными, важными, где вам спокойно и уютно, где вас любят такими, какие вы есть?
- Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда был мир, вы любили друг друга и заботились друг о друге.

Размер:
18.7 Kb
Скачали:
1