Конспект НОД по краеведению в подготовительной группе с использование карельского фольклора "Моя Карелия"

Цель: расширять и закреплять знания детей о родном крае.

Задачи:

  • Расширить и углубить знания детей о республике Карелия, ее достопримечательностях, фольклоре, обычаях и традициях.
  • Развивать монологическую и диалогическую речь, умение делать выводы и доказывать, правильно строить предложения.
  • Активизировать и закреплять в речи слова из карельского фольклора.

Материалы к занятию: карта Карелии; презентация с изображением достопримечательностей республики Карелии: водопад Кивач, Кижи; открытки с фото достопримечательностей г. Петрозаводска по 2 штуки; книга Карельских сказок; карточки с точечным изображением церкви и часовни на острове Кижи; полоски разного цвета для аппликации флага Карелии и клеящий карандаш; атрибуты для карельских игр; музыка для оформления занятия.

Предварительная работа:

  • Проведение занятий познавательного цикла по данной теме.
  • Экскурсии в музей.
  • Просмотр видеофильма об остовах Кижи, Валаам, достопримечательностях г. Петрозаводска.
  • Чтение книги карельских сказок и сказок М. Топелиуса, книги В.Мальме "Народные игры Карелии, книги детского фольклора "Где цветок, там и медок", сказки "Сума, дай ума" и других.
  • Разучивание карельских народных игр: "Кукот" (петухи), "Сиди, сиди , Яша", " Колпачок", "Иди со мной играть".

Ход занятия

Ввод в занятие

В руках у педагога книга с карельскими сказками. Педагог проводит небольшую беседу с детьми о том, знакома ли эта книга? Какие карельские сказки знают дети? (называют)

Предлагает вспомнить, о том, какие персонажи встречаются в сказках.
Воспитатель: Отгадайте, про какого сказочного героя эта загадка-описание: "По локоть руки в золоте, по колено ноги в серебре, на макушке ясно солнышко, на височках ярки звездочки, на каждом волоске по жемчужине!"

- Вы уже догадались, кто это? Правильно. Это красавица Насто. (В группу входит Насто. Здоровается с детьми. Дети восхищаются ее нарядом)
- Карельский народный костюм – это частичка самого народа. С самых давних времен славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Все женщины в карельской деревне пряли, ткали, вышивали. Давайте же узнаем, из каких элементов состоит народный костюм!

- Насто, что на тебе надето?
Насто: Рубаха, сарафан, передник, лапти.
- Меня заколдовала злая Сюятар, она перенесла меня из сказки к вам. И теперь, чтобы вернуться снова в свою сказку, я должна узнать, как вы теперь живете и вместе с вами выполнить разные задания. Помогите мне, пожалуйста. (Дети соглашаются и просят дать первое задание)

Познавательная часть

Задание 1

Звучит гимн и флаг республики.
Насто: Расскажите-ка вы, ребята, о том, где вы живете, да что интересного есть в вашем краю. (Ответы детей: мы живем в республике Карелия. Наш край очень красивый)

Воспитатель: У Карелии, как и у каждой страны есть свой государственный флаг.
Насто: что такое флаг? Для чего он нужен? Как он выглядит?

Игра "Собери свой флаг"
Воспитатель предлагает детям собрать флаг из трех прямоугольников.

Беседа:
- Из чего состоит флаг? (Карельский флаг состоит из двух частей (показ) - древко (длинная круглая палка), на которое навешивается полотнище (отрезок ткани).
- Какие цвета Карельского флага и что они обозначают? (зеленый, синий, красный)
Зеленый цвет - березка, синий – неба цвет, красная полоска - Солнечный рассвет.

Задания 2

Насто: Что ж одно задание вы выполнили.
- Ребята, а как называется город, в котором вы живете? Что вы о нем знаете? (Петрозаводск – столица Карелии, самый главный город в Карелии)

- За что вы любите свой город, чем гордитесь? (ответы детей)
Воспитатель: Насто, мы сейчас тебе покажем и расскажем какие красивые и памятные места есть у нас в городе. Для этого мы поиграем в игру.

Игра "Найди пару"

Фото с изображением города Петрозаводска. Пока звучит музыка, вы будите танцевать, когда музыка остановиться, возьмете открытку с фотографией города и найдете точно такую же у товарища. Затем расскажите, что это изображено на вашей фотографии. Звучит музыка. Дети играют. Насто хвалит детей.

Задание 3

Рассматривание карты республики Карелия.

Карта республики КарелияКарта республики Карелия

Воспитатель: Многие люди, которые хоть раз побывали в нашем городе и в наших краях мечтают снова приехать в Карелию. А мы живем в этом удивительном крае! Как же нам не любить несравненные эти края? Наша любовь к Карелии звучит и в карельских пословицах, послушай!

Дети: Где родился, там и пригодился. Богата и мила Карельская земля.
Насто: Что они обозначают?
- Чем богата Карельская земля?

Воспитатель: Карелия - это край озер и камня, леса, белых ночей, удивительных памятников старины. (предлагает сесть на коврик, рассматривание карты Карелии на экране)

Посмотрите на карту Карелии. (слайд 1) Территория нашей Карелии раскрашена в разные цвета. Ребята, давайте вспомним, что означает каждый цвет? (синий - моря, озера, реки; зеленый - леса, луга)

Насто: Ребята, я вижу, что вы хорошо знаете свои родные места, а я очень люблю загадывать загадки, и для вас приготовила, отгадайте-ка их, и узнаете, что и кого можно увидеть в карельском лесу (слайды 2-7):

  1. Осенью раздеваются, весной одеваются. (деревья)
  2. В лесу растет кривая, но очень ценная и дорогая. (Карельская береза)
  3. Красные горошины по болоту разбросаны. (клюква)
  4. Серовато, зубовато, поп полю рыщет, телят, ягнят ищет. (волк)
  5. Пришла из лесу птичница в рыжей шубке. (лиса)

Зрительная гимнастика

(разложить коррекционную дорожку)

Воспитатель: Вы сказали, что в Карелии много озер и рек.
- Назовите самые большие озера Карелии. (Самые большие озера нашего края – Ладожское и Онежское)

- А где расположен наш город? (на берегу Онежского озера)
- Почему наш город построен около воды? (Вода помогает людям жить, работать заниматься торговлей. В озере водится много рыбы! Озеро так же служит средством передвижения. Через реки построены мосты, которые очень украшают город)

- Какие еще озера вы знаете? (маленькие – ламбушки)
Насто: А вот еще одна загадка для вас: не конь, а бежит, не лес, а шумит. (река)
Воспитатель: Есть ли в нашем городе реки? Как они называются? Куда они впадают?

- Вода украшает природу Карелии. Ребята, я предлагаю показать Насто одно живописное, красивое лесное местечко, где любят бывать жители нашей республики, а также люди с других стран и городов. Согласны? Тогда в путь! Пойдем с вами по лесным тропинкам, дорожкам, по кочкам и камушкам.

Звучит музыка, и дети змейкой по коррекционной дорожке: между палочками (дорожка), по веревке (тропинка), по таблеткам прыгают (кочки).

На экране появляется фото с изображениями водопада Кивач. (слайд 8)
Воспитатель: Где мы оказались? Как называется это замечательное место?
- Что в переводе с финского и карельского значит "Кивач"? (Фин. - камень, Кар. – Cнежная гора)

- Что такое водопад? - Из каких двух слов образовано слово водопад? Что означает?
- Почему водопады появляются на реках? (Реки в Карелии чаще всего бурные, быстрые, дно у них каменистое)
- На какой карельской речке, находится водопад Кивач? (река Суна)

- Давайте покажем, как бурлит и играет вода на Киваче. (дети показывают этюд стоя)
Разложить доски с заданием по точкам м фломастеры на ковер. Спокойная, нежная музыка вальса. ("вальс № 1" Шопена)

Пластический этюд для рук "Фонтаны"
Воспитатель: Представь себя у водопада. Шумит вода. Сердится, что трудно бежать по каменистому дну? А может быть, она радуется, что есть еще, где попрыгать? Или хочет что-то рассказать нам? Сверкают на солнце брызги водопада. Иногда они как маленькие радуги, такие же многоцветные.

Насто: Ребята, чем еще гордятся жители Карелии? А какие еще есть живописные места в Карелии?
- О каком знаменитом острове идет речь?

Поднимись над раздольем Онего,
о таланте людском расскажи,
дар умельцев далекого века,
диво-дивное – остров … (Кижи)

Воспитатель: Ребята, давайте покажем Насто церкви и колокольни острова Кижи, для этого нарисуем их по точкам. (рисунки, изображающий одно из строений ансамбля Кижи)
Дети садятся по-турецки на ковер, и выполняют задание – соедини по точкам. Насто хвалит детей. Затем на экране появляется изображение острова Кижи. (слайд 9)
Воспитатель: Можно ли Кижи назвать музеем под открытым небом? Почему? (Из разных районов Карелии свезли туда чудом сохранившиеся старинные деревянные дома)

- Почему именно Кижи выбрали для устройства такого уникального музея? (Остров Кижи в Онежском озере был давно и хорошо известен местным жителям. Издавна он служил местом проведения различных народных праздников, на которые съезжались жители ближайших селений. Решено было построить в Кижах церкви)
- Почему остров назвали Кижи? (ответы детей)

- Правильно, свое название остров Кижи получил от карельского слова "кижат", которое переводится как "игрища"!
- Сейчас тысячи туристов из разных стран приезжают сюда каждый год, чтобы полюбоваться замечательными памятниками старины.

Игровая деятельность
Насто: Ребята, раньше на острове Кижи и взрослые, и дети играли в разные народные игры. А вы любите играть?
- Назовите, какие вы знаете карельские игры.
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами крестьянские ребятишки, которые собрались на острове Кижи вместе с Насто поиграть, позабавиться, пошутить, посмеяться.

Насто:
Эй, веселый народ, становись в хоровод.
Мы красиво нарядились,
Вкруг себя оборотились.

Вышли песенки попеть,
На людей посмотреть!
Вышли дружно поиграть –
Себя людям показать!

Игра "Колпачок"

Для этого выберем считалкой ведущего:
Ехала белка на тележке,
Продавала всем орешки.
Кому два, кому три,
Выходи из круга ты.

Затем дети под музыку играют в игру "Иди со мной играть". Начинается считалка:
На березу села галка,
Две вороны, воробей, Три сороки, соловей.

Под музыку выходит ребенок и приглашает кивком головы кого-нибудь из детей в круг. Они кружатся под руки, затем расходятся и приглашают других. Теперь уже кружатся две пары. Те, в свою очередь, расходятся и приглашают следующих. Кружатся четыре пары. Игра продолжается до тех пор, пока все не выйдут в танцевальный круг. Между играми детей просят вспомнить карельские пословицы.

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, вы молодцы вы отлично справились со всеми заданиями, рассказали Насто много интересного, и теперь колдовство вредной и злой колдуньи Сюятар потеряло силу, и она может вернуться в свою сказку. Появляется Насто. В руках у нее поднос с калитками.

Калитками угощаю
Все на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Калитки мы вам приподносим,
Поклонясь, отведать просим.

Дети садятся за столы, пьют чай и угощаются калитками. Звучит музыка "Карелия".

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!