Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми 6-7 лет "Я и мои друзья"

Цель: развитие гуманного отношения к сверстникам методами ГРИЗ (гуманное решение изобретательных задач).

Задачи:

формировать у детей представления о гуманном, доброжелательном отношении к сверстникам;

научить согласовывать действия и мнения участников при выполнении общих заданий, в совместной работе и игре;

формировать навыки общения, умение свободно выражать свои мысли;

упражнять детей в составлении рассказа по плану, предложенному воспитателем.

Предшествующая работа:

  • беседы по обогащению знаний детей о нравственных качествах человека, о правилах и культуре поведения;
  • знакомство с пословицами и поговорками о дружбе и друзьях;
  • разучивание игр системы ГРИЗ и проведение игр "Передай мешочек" и "Здравствуй друг" в блоке совместной деятельности взрослого и ребенка;
  • заучивание стихотворений о друзьях;
  • чтение рассказов и сказок на нравственные темы;
  • рассматривание картин из серии "Я и мои друзья".

Оборудование и материалы: фотографии воспитателя в детстве, небольшие мешочки, наполненные горохом (фасолью), картина художника П. Ю. Благова "Давайте слепим вместе..." из наглядного пособия Р.С. Буре "Как поступают настоящие друзья", два мольберта, маркер, гимнастические палки на каждую пару подгруппы, конвертики с рецептами для выпечки печенья, караоке к песне В. Шаинского "Улыбка".

Ход занятия

Вступительная часть

Педагог: Ребята, я вам хочу показать интересные фотографии. Хотите посмотреть? (Показывает фотографии своих друзей с детского сада, со школы, рассказывает о своих друзьях, сроках дружбы)

Рассказы детей, чтение стихотворения

Педагог: Я уверена, что у каждого из вас есть хороший верный друг или даже много друзей. Без друзей жить нельзя! Расскажите о своем лучшем друге.
- Как его зовут?
- Сколько ему лет?
- Какие качества характера привлекают вас в нем? (Дети рассказывают о своих друзьях)

Педагог: Вы назвали такие черты характера, как доброта, щедрость, ум, трудолюбие, смелость, отзывчивость. Сейчас нам Дима расскажет стихотворение "Лучший друг", послушайте его внимательно.

Ребенок: Мой любимый друг хороший –
Это сверстник мой Алеша.
Бескорыстный, верный честный.
С ним всегда мне интересно!

Он умеет друга слушать,
Я ему открою душу:
Обо всем ему скажу,
Все игрушки покажу.

Заводила, фантазер,
В играх ловок он и скор,
Понимает шутки, смех.
Друг Алеша - лучше всех!

Педагог: Ребята, о каких качествах Алеши рассказывает его друг в стихотворении?
Дети: Алеша добрый, хороший, верный друг. Ему можно рассказывать разные секреты. Он веселый мальчик, понимает шутки. С ним очень интересно играть.
Педагог: Ребята, давайте вспомним стихотворение "Хорошо с друзьями" и поиграем в игру.

Игра "Передай мешочек"

Цель: развивать координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, развивать чувство ритма и темпа речи.
Дети встают в круг. У каждого ребенка в левой руке мешочек. На каждую рифму стихотворения ребенок перекладывает мешочек сначала из левой ладони в правую, потом одновременно левой рукой берет мешочек у соседа слева, а правой отдает свой мешочек соседу справа, и т. д.

Хорошо с друзьями к речке
Вместе по лесу шагать.
Хорошо с друзьями вместе
Песни звонко распевать! (С. Николаева)

Беседа по картине

Педагог: Ребята, сегодня мы рассмотрим картину, которая называется "Давайте, слепим вместе...". (Дети рассматривают картину)

Давайте, слепим вместе...Давайте, слепим вместе...

- Что дети решили вылепить из пластилина? (Эпизод из сказки "Маша и медведь")
- Что нужно им сделать, чтобы вылепить поделку? (договориться между собой о том, кто что будет лепить)

- Как они смогут распределить общее дело между собой? Что бы вы им предложили? (ответы детей) Видим ли мы на этой картоне обиженных или огорченных? (Все дети радостные, довольные, дружно лепят)
- Если кто-то из детей заметит недостатки в работе товарища, что ему следует сделать? (Другу обязательно нужно помочь, нельзя бросать его в трудную минуту)

- Когда работа делается сообща, надо быть хорошим товарищем, а это означает умение уступить, объяснить свой замысел, доказать свою правоту, а если надо - помочь. Результат будет хорошим, если каждый участник общего дела будет стараться наилучшим образом сделать свою часть работы. (Можно предложить детям вспомнить, как они делали вместе разные дела)

- Ребята, давайте вспомним народные пословицы и поговорки о дружбе.
Дети: "Друг - ценный клад, ему всякий рад", "Дружба дороже денег", "За друга держаться - нечего бояться", "Друг познается в беде".
Педагог: Как вы думаете, какая поговорка больше всего относится к этой картине? Почему? (Ответы детей)

Игра "Пинг - понг"

Педагог: Молодцы, ребята! А сейчас, мы поиграем в игру "Пинг-понг". (Дети встают в круг)
- Я буду кидать вам мяч и называть отрицательные качества, а вы называть положительные и кидать мяч обратно: злой – добрый, грустный – веселый, трусливый – смелый, жадный – щедрый и т.д.

Педагог: Ребята, послушайте мелодию и вспомните слова к ней. (звучит караоке к песне "Улыбка")

Дети:
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки...

Педагог: Правильно ребята. В самом деле, добрая открытая улыбка всегда привлекает сердца людей. Давайте и мы с вами подарим друг другу подарим улыбку.

Коммуникативная игра "Здравствуй друг"

Цель: развивать динамическую сторону речи, эмпатию.
1. 3ашагали ножки (дети врассыпную маршируют по залу, к концу куплета встают в пары)
Прямо по дорожке,
Повстречали друга маленькие ножки.
Здравствуй, здравствуй, (Взявшись за руки, выполняют: пожимают друг другу руки, делают пружинку", взявшись за руки)
Здравствуй, милый друг!

Здравствуй, здравствуй,
Посмотри вокруг! (Разводят руки в стороны, делают "пружинку")
Здравствуй, здравствуй
Мне ты улыбнись! (Улыбаются, качая головой вправо-влево)

Здравствуй, здравствуй, (Делают "пружинку")
Головкой поклонись! (Кланяются друг другу)

2. Побежали ножки (Бегут на носках врассыпную)
Прямо по дорожке,
Повстречали друга
Маленькие ножки. (К концу запева находят себе другую пару)

3. Поскакали ножки (поскоками двигаются по залу врассыпную, встав в пару в конце куплета с новым товарищем)
Прямо по дорожке
Повстречали друга
Маленькие ножки. (Повторяют движения)

Составление таблицы "Я и наша игра"

Педагог: Дети, попробуйте отгадать загадку:
Что поднимет настроение
В день любой и каждый час?
Кто родителей спасает В выходной еще не раз?

Кто, скажите, развлекает,
Увлекает, развивает
И познать мир вокруг нас Нам, конечно, помогает?

Догадаться всем пора:
Лучший друг детей -... (игра)

- Да, это игра! Ребята, давайте подумаем, каким надо быть самому, чтобы тебя выбрали в друзья, подруги? Какой будет ваша игра? Каким будет твой друг?

Я

Наша игра

Ты

щедрый

умный

Справедливый

радостный

дружная

интересная

долгая

веселая

радостный

счастливый

честный

довольный

- Чтобы дружно играть всем вместе, нужно выполнять определенные правила. Надо справедливо распределять игрушки, роли, уметь соблюдать правила игры, быть покладистым и сговорчивым.

Педагог: Ребята, вы любите качаться на качелях?
Дети: Да.
Педагог: Предлагаю вам покачаться на необычных качелях с настоящими друзьями.

Игра "Качели"

Цель: формировать чувство доверия друг к другу, снять мышечное напряжение.
Дети встают парами, носочки ставят близко друг к другу, ноги вместе, руками держатся за гимнастическую палку. Сохраняя равновесие медленно выпрямляют руки и по очереди садятся на корточки.

Заключительная часть

Педагог: Дети, о ком и о чем мы вели речь на занятии?
- Что нового вы узнали из беседы?
- Как интереснее жить - с друзьями или без друзей?

- Кому легче пережить беду: тем, у кого друзья; тем, у кого нет друзей?
- Молодцы! Все сегодня были активными, старались отвечать полными предложениями, не перебивая друг друга. Я желаю вам, чтобы у каждого из вас был хороший, верный друг или много друзей.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!