Конспект занятия по этикету на тему "Волшебные слова".
Цели: формирование навыков культуры речевого общения.
Задачи:
- формировать общепринятые нормы культуры поведения в обществе;
- развивать познавательную активность воспитанников;
- активизировать процесс пользования речью; учить создавать эмоциональное соответствие публичного выступления;
- воспитывать нравственность, доброжелательность, внимание, взаимопомощь.
Форма проведения: игра – путешествие.
Предварительная работа: знакомство и употребление вежливых слов в игровых моментах, при составлении рассказов в организованно образовательной деятельности; объяснение значений вежливых слов в жизненных ситуациях ; чтение и разбор рассказа Носова "Волшебное слово"; русской народной сказки "Гуси – лебеди".
Словарная работа: подбор слов - антонимов, соответствующих тематике; разучивание песен, стихов нравственного характера.
Материалы и оборудование: клубок ниток, письмо "SOS", воздушный гелевый шар, сказочные ворота, три сказочные планеты, космический робот, раскраски для детей "Эмоции", картинки по правилам дорожного движения, аудиозапись.
Вступительная часть
Педагог: Здравствуйте, ребята. Проходите. Проходите. Я вам сейчас что – то расскажу. Сегодня, когда я зашла в кабинет и открыла окно, вдруг подул сильный ветер и к нам влетело вот это письмо. Вот видите, на нём большими буквами написано "SOS". Это значит, что у кого- то случилось несчастье, и они просят о помощи. Давайте прочитаем письмо и подумаем, чем мы сможем помочь.
Педагог читает текст письма: "Помогите, помогите. У нас случилась беда. Зло пришло к нам сюда и хочет уничтожить волшебную страну сказок Лапландию. Исчезли волшебные слова. Торопитесь, добро с каждым днём тает, а если страны не будет, то и добрых сказок на свете не будет.
Дети: Надо помочь, а то сказки исчезнут, и не будет добра на планете.
Педагог: А вот клубочек. Не зря он здесь. Интересно, куда он нас приведёт? Надо идти друг за другом, чтобы не потеряться (Педагог впереди, за ним след в след идут дети).
Основная часть
Педагог: Смотрите ребята, куда нас привёл клубок.
Дети: К воздушному шару.
Педагог: Я догадалась, на этом воздушном шаре мы сможем попасть в Лапландию. Но сесть на воздушный шар можно только, называя волшебные слова.
Дети называют волшебные слова и отправляются в путь, под музыку вращаются вокруг шара.
Педагог: Ну, вот ребята и ворота сказочной страны. А кто нас встречает7
Дети: Космический робот.
Педагог: Ну, теперь понятно, кто похитил волшебные слова. Посмотрите сколько здесь странных планет, давайте прочтём их название
Педагог (читает): "Планета Эмоций", "Планета Загадок". "Планета Движений"
- Что это за планеты ? Давайте попробуем разобраться. Первая планета "Планета Эмоций". Что такое эмоции?
Дети: Когда человек радуется, на его лице появляется улыбка, а когда грустит, то на его лице появляются слёзы.
Педагог: А разве робот может смеяться или плакать?
Дети: нет
Педагог: Давайте попробуем эту планету сделать своей. Мы люди и нам понятны человеческие эмоции, чувства.
- Садитесь на волшебные стульчики нашей сказочной страны (рассаживаются).
- У вас на столах раскраски с маленькими человечками.. Раскрасьте им одежду и догадайтесь, какое у них настроение (раскрашивают).
- Расскажите, какие у вас человечки?
Дети: Удивлённый, грустный, испуганный, весёлый, задумчивый….
Педагог: Ой ребята , смотрите планета стала нашей и подарила нам волшебное слово. Давайте его прочтём.
Дети (читают): Спасибо
Педагог: Молодцы.
- Ребята давайте прочтём название второй планеты .
Дети (читают): "Планета загадок".
Педагог: Подойдите все ко мне (подходят к воротам сказочной страны)
- Вы умеете отгадывать загадки?
Дети: да, умеем.
Педагог загадывает загадки:
Педагог: Смотрите ребята, планета освободила ещё волшебные слова. Давайте их прочтём
Дети (читают): Пожалуйста ,будьте добры.
Педагог: Молодцы ребята
Физминутка
Педагог: Садитесь на волшебные стульчики нашей сказочной страны.
- У нас осталась ещё одна планета. Прочтите её название.
Дети (читают): "Планета дорог"
Педагог: Да, это видимо самая страшная планета.
Дети: Почему?
Педагог: Потому что здесь движение транспорта, перекрёстки . Можно ли перейти дорогу зная только волшебные слова? (Ответ детей).
- А что ещё нужно знать?
Дети: Нужно хорошо знать правила дорожного движения.
Педагог: А вы знаете? (ответы)
- А как вы думаете, космический робот знает правила дорожного движения? (ответы)
- А на каком транспорте передвигается космический робот? Ответ детей (на летающей тарелке)
- Правильно, на летающей тарелке, поэтому робот не сможет правильно перейти перекрёсток, планета будет нашей и волшебные слова вернутся к нам.
- Посмотрите у вас на столах перекрёсток этой планеты. Нам нужно его правильно перейти, чтобы не погибли волшебные слова на этой планете.
- Назовите числа, где дети правильно переходят перекрёсток (Дети рассматривают картину).
Ответ детей: (числа 3, 5, 6, 7)
Педагог: Закрасьте эти числа красным карандашом (закрашивают числа).
- Почему здесь можно переходить перекрёсток?
Ответ детей (пешеходный переход, подземный переход, светофор.)
Педагог: Назовите числа, где нельзя переходить перекрёсток (1, 2, 4)
- Почему здесь нельзя переходить дорогу? (нет знаков для перехода дороги)
- "Планета Движений" освободила ещё одни волшебные слова. Давайте их прочтём.
Дети (читают): "До свидания" , "До встречи"
Заключительная часть
Педагог: Ребята, мы освободили волшебные слова и нам пора возвращаться домой. А вот на чём мы вернёмся домой, узнаете, выполнив ещё одно задание (графическое изображение автомобиля).
- Вот мы и дома. Но сначала я хочу понять по вашим лицам, с каким настроением вы вернулись домой .
- По вашим улыбкам я поняла, что у вас весёлое настроение. Это замечательно!
- Ребята, что хорошего мы с вами сегодня сделали ?
Ответы детей (мы освободили волшебные слова от зла и к нам вернутся добрые сказки).
Педагог: Какие слова мы вернули в страну? На каких мы были планетах? (ответы детей).
- Молодцы ребята. На память о путешествие хочу подарить вам подарки (играет песня "Маленькая страна", педагог, дарит всем закладки для сказок).
Приложение:
1. Задание для ребят на "Планете Движений"
2. Задание для ребят на "Планете Эмоций"
Педагог: Обратите внимание, начало нашего рисунка отмечено красной точкой. Поставим карандаши на начало пути, на красную точку. Внимательно слушаем команды и выполняем задание.
Графический диктант: 5 клеток вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 1 клетка наискосок влево вверх, 1 клетка наискосок влево вниз, 3 клетки влево, 1 клетка наискосок влево вверх, 1 клетка наискосок влево вниз,1 клетка влево, 2 клетки вверх, 3 клетки вправо, 2 клетки вверх.