Мастер-класс знакомит педагогов с речевыми играми с использованием спортивного инвентаря - резиночки - для развития речи, звуковой культуры и словаря дошкольников.
Материал показывает, как сочетать схемы прыжков, уровни сложности и речевые задания, чтобы одновременно развивать речь, моторику и познавательную активность детей.
Цель: расширить представления педагогов о речевых играх с использованием спортивного оборудования — резиночки, и показать их возможности в развитии речи, звуковой культуры и словаря дошкольников.
Задачи:
Сегодня мы представляем речевые игры с использованием нетрадиционного оборудования – резиночки. Многочисленные исследования подтверждают: движение и развитие речи у ребенка неразрывно связано.
Это же отмечают и нейропсихологи, неврологи и нейробиологи.
Речь - это сложный процесс, в котором участвуют мышцы языка, губ, щек, а также дыхательная система. И всё это контролируется моторными центрами мозга.
Малыш, который учится говорить, произносить новые слова как будто учит новый танец: язык, губы и голосовые связки должны двигаться слаженно и точно. Значит, движения играют не последнее место в развитии речи ребенка.
При отсутствии двигательной активности, дети хуже контролируют себя, у них нарушена координация, ослабляется мышечный тонус, что влияет и на артикуляционные мышцы.
Именно поэтому дети, которым создают условия для движения, развивают более сложные нейронные связи, чем те, кто ведет малоподвижный образ жизни. Следовательно, наша задача активно использовать движения с целью развития речи у дошкольников.
Данные игры помогают соединить речь и движение, что способствует развитию звуковой культуры речи и расширению словарного запаса ребенка, а также учат контролю своего тела. Чем лучше ребёнок управляет своим телом, тем легче ему осваивать речевые навыки и говорить чётко, уверенно и выразительно.
Игры обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных и познавательных задач.
Игры "Умные резиночки" предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Используется в индивидуальной работе, для решения образовательных задач по развитию речи дошкольников. В самостоятельной деятельности для решения воспитательных задач, с целью развлечь и сплотить команды участников.
Яркие резиночки привлекают воспитанников, что позволяет повысить интерес к речевым играм и двигательной деятельности. В каждой игре дети развивают физические качества, а также повышают познавательную активность.
Обучение детей начинается параллельно инструктором по физической культуре и логопедом. Инструктор по физической культуре начинает с рассматривания спортивного оборудования - резиночки, знакомства с правилами игры, схемами прыжков.
А логопед закрепляет такие понятия, как звук, слог, слово. Затем дети на практике выполняют ряд прыжков без речевых заданий и с приобретением двигательного опыта начинают осваивать речевые игры в комбинации с движениями.
Цель: учить детей вырабатывать четко координированные движения во взаимосвязи с речью.
Дидактические задачи:
Организация детей на игру
Педагог читает стихи:
Раз, два,три четыре, пять
Будем с вами мы играть.
На резиночках скакать.
Описание игры
В игре участвуют 2 и более человек, оптимальное - 3-4. Если играют в резиночку двое детей, то место третьего участника замещается столбом, скамейкой, стулом. Уровни высоты резинки для детей дошкольного возраста:
Двум участникам необходимо зафиксировать резинку на своих щиколотках и отойти друг от другу на расстояние, чтобы резинка между ними натянулась и не провисала. С переходом на новый уровень игры резиночка поднимается выше - до голени, колен.
Перед игрой обговариваются правила игры в резиночку, анализируются схемы прыжков и ставится игровая речевая задача.
Описание игры
Резинка натянута на щиколотках. Участник игры рассматривает схему движения при выполнении прыжков. Ведущий задает звук, на который необходимо вспомнить слова. Затем участник выполняет прыжки, одновременно называя слова на заданный звук.
Правила игры
Прыжки выполняются медленно - одно слово - один прыжок. Прыжки совершаются согласно схеме. Задача участника прыгать без ошибок, не задевая резиночку ногами. Если участник ошибается, в игру вступает следующий участник.
Описание игры
Резинка натянута на щиколотках. Участник игры рассматривает схему движения при выполнении прыжков. Участникам необходимо вспомнить слова на определенное количество слогов (2 слога). Как усложнение количество слогов может увеличиваться.
Правила игры
Прыжки совершаются согласно схеме. Задача участника прыгать без ошибок, не задевая резиночку ногами.
Описание игры
Резинка натянута на щиколотках. Участник игры рассматривает схему движения при выполнении прыжков. Участникам необходимо назвать слова, которые относятся к одному обобщающему понятию: деревья, мебель, игрушки, имена и др.
Резинка натянута на щиколотках. Участник игры рассматривает схему движения при выполнении прыжков. Участникам необходимо придумать слова и пропрыгать согласно схеме.