Цель игры: познакомить воспитанников с историей и культурой древнеславянского народа: бытом, обычаями, досугом, с русским народным творчеством.
Задачи:
Воспитатель: Ребята, мы живем с вами в 21 веке, - веке инновационных технологий.
- И наверняка, никто из вас не может себе представить жизнь без сотового телефона, микроволновой печи, компьютера и еще многих вещей, которыми мы привыкли пользоваться каждый день.
- А когда-то, давным-давно, все было иначе. Люди жили в деревянных домах, в окружении лесов, который давал им кров, кормил, обувал, одевал.
- И Родина наша тогда называлась по-другому – не Россия, а Русь, и жили здесь славянские племена, - наши далекие предки.
- С тех пор прошло много веков. Но не забылись старые традиции, не исчезли обряды, которые передавал наш народ из поколения в поколение.
- И сегодня мы с вами поиграем в необычную игру, которая называется "Квест".
- Квест – это игра, в которой нужно хорошо подумать, поискать подсказки и решить различные задачи и головоломки. Тема нашей игры "Путешествие в старину".
- Вы готовы? (Да!)
- Тогда приступаем.
Воспитатель находит конверт, читает содержимое письма:
"В местном краеведческом музее пропали ценные экспонаты, все похищенное спрятано в вашей группе. Да, да в вашей группе. У вас есть ровно 25 минут, чтобы найти похищенное и вернуть в музей. Желаем удачи. А это подсказки для вас. Прощайте!"
Воспитатель: Ну и дела! Дети вы знаете что такое музей? (Ответы детей)
- Верно, музей - это место, где хранятся старинные вещи.
- А что такое экспонаты?
- Экспонаты - это предметы, которые находятся в музее.
- Ну что ж, дети, давайте приступим к поискам. Для начала, нам нужно прочитать первую подсказку.
Подсказка № 1
Оглянитесь-ка, вокруг
Вы должны найти сундук.
Подсказка первая моя -
Рабочее место воспитателя. (Сундук спрятан под столом воспитателя)
Воспитатель: Надо среди национальных костюмов других народов (украинцев, татар, ханты) найти русский народный костюм. (Детям предлагаются картинки с изображением костюмов разных народов)
Подсказка № 2
Дети любят отдыхать,
Загляни-ка под кровать. (Сундук спрятан в спальне под кроватью)
Становись, честной народ,
Поиграй в наш хоровод!
Русская народная игра "Золотые ворота"
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
Все дети говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков. (После игры находим второй экспонат – павлопосадский платок)
Подсказка № 3
Шкаф стоит у стены,
В нем рубашка и штаны. (Сундук спрятан в шкафчике в раздевалке)
- Ребята, отгадайте загадки. (Слайд с обстановкой русской избы, старинными предметами быта)
Шуба в избе,
Рукав на улице. (Печь)
- Правильно! Самое главное в русской избе – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.
- Русская печь существует около 4-х тысяч лет. Приготовленные в русской печке кушанья отличались особым вкусом и ароматом.
Чем больше я кручусь,
Тем толще становлюсь. (Веретено)
Сотни глаз, а сам слепой,
Засорил глаза мукой. (Сито)
Два брата пузатеньких под гору бегут.
Один горбатенький за вихор держит. (Ведра и коромысло)
Он по горнице гуляет,
Пыль и мусор собирает. (Веник)
Стоит толстячок, блестящий бочок,
Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
Каким инструментом можно щи хлебать? (Ложкой деревянной)
Воспитатель: Какие молодцы, все загадки отгадали!
- А вот и следующий найденный экспонат – расписная деревянная ложка.
Подсказка № 4
Когда мы его открываем,
То чистый воздух в квартиру пускаем. (Сундук спрятан на подоконнике в группе)
- Ответьте на вопросы по русским народным сказкам.
- Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
- Кого в сказках величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)
- Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)
- Кто развалил теремок? (Медведь)
- Из чего напился Иванушка из сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"? (Из копытца)
- Из какого предмета лиса угощала журавля? (Из тарелки)
- Из какого предмета журавль угощал лису? (Из кувшина)
- Кто первым повстречался с колобком? (Заяц)
- Какими словами обычно начинаются русские народные сказки? (Жили-были)
- О каком сказочном герое говорят: "Маслена головушка, шелкова бородушка". (Петух)
- Какое животное носит в сказке имя - Михайло Потапыч? (Медведь)
Дети с воспитателем находят еще один экспонат – матрешку.
Подсказка № 5
Руки мой перед едой,
Грязные руки грозят бедой. (Сундук спрятан в туалетной комнате, под раковиной)
Воспитатель: А какие блюда русской кухни знаете вы? (Щи, каша, пироги, блины)
Дети получают набор изображений различных блюд. Нужно отобрать те блюда, которые относятся к традиционной русской кухне.
- В старину посуду называли словом утварь.
- Уберите лишние предметы на столе: В старину готовились к обеду так: "На столе стояли миски, тарелки, горшки, ложки, вилки, салфетки". (Дети с воспитателем находят еще один экспонат – горшочек)
- Дети, подсказки закончились. Мы выполнили все задания и отыскали похищенные экспонаты.
- Ребята как вы думаете, где могли находиться эти предметы до того, как они попали в музей? (Дети отвечают)
- Эти предметы находились в русской избе. Ими пользовались наши прабабушки и прадедушки.
- Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками.
- Я вас тоже угощаю пряниками.