Эта статья адресована воспитателям дошкольных образовательных организаций, которые занимаются экологическим воспитанием детей.
Работая с детьми по теме "Вода", мы ставим цель: формирование навыков экономного расходования воды и экологически грамотного отношения к воде. Для этого мы показываем необходимость воды для всего живого, в каком виде вода существует в окружающей среде, знакомим детей со свойствами воды.
Выясняем в каком еще виде вода существует в природе.
При рассмотрении глобуса или карты прежде всего бросается в глаза обилие воды. Вода покрывает3/4 поверхности, а ¼ остается на долю суши, на которой и живут жители планеты Земля. Голубой цвет на карте - это вода: океаны, моря, озера, реки. Общие запасы воды на земле составляют 1454,3 млн. км3, и лишь 2% из них относятся к пресной воде.
Пресная вода - это реки, озера, пруды, ручьи, родники. Дождь, снег, лед-это разные формы воды, необходимые человеку. Четыре океана и около девяноста морей - это самые большие хранилища воды на земле.
В воде океанов содержатся самые большие в мире запасы золота в растворенном виде. Морская вода – соленая, для питья она не годится, но в ней много йода, который вырабатывается водорослями и приносит большую пользу человеческому организму.
Речная вода после очистки попадает в наши дома и квартиры через водопроводные краны. Этой водой мы моем посуду, готовим пищу, используем для уборки дома, улиц, общественных зданий.
Человек состоит из воды. В теле взрослого человека содержится 65-68% воды, в теле новорожденного - 74%. Вода входит в состав крови, регулирует температуру нашего тела. Вода приводит в движение автомобили, вырабатывает электрический ток, обогревает воздух в домах.
Для работы железнодорожного и автомобильного транспорта тоже нужна вода. Фабрики и заводы используют воду при изготовлении бумаги, мыла, выпечки хлеба, при изготовлении кирпичей. Без воды не могут жить растения и животные.
Для морских животных, водорослей, медуз – вода является естественной средой обитания. Без воды жизнь и человека, и животных, и растений была бы невозможна. Ученые установили, что без еды человек может прожить 3-4 недели, а без воды – всего 3-4 дня, затем он погибает.
К сожалению, не везде на земле достаточно пресной воды. Многие страны испытывают ее нехватку. Но, к счастью, Россия занимает первое место в мире по запасам пресных вод. Самыми полноводными являются река Волга и озеро Байкал.
Много и других - рек и озер, в которых собирается и хранится необходимая нам вода. Каждый с детства знает, что вода основа жизни на планете. Но воду превозносят превыше всех существующих жидкостей.
Ученые утверждают, что без нее ничто живое не смогло бы существовать на земном шаре. Несмотря на обилие воды на планете, большая ее часть является непригодной для питья. А потому не может обеспечить человеческие потребности в восполнении жидкости. При исчезновении этих незначительных запасов судьба человечества может стать очень плачевной.
Несмотря на изобилие в нашей стране пресной воды, мы стоим на грани глобальной экологической катастрофы. И все это связано с деятельностью человека. Основными загрязнителями водоемов являются:
На берегах водоемов люди моют машины, стирают ковры, выбрасывают в воду остатки пищи, бумагу, осколки стекла, банки из-под консервов, пластмассовые бутылки, пакеты, батарейки. Все это может привести к деградации водных систем.
Это массовая гибель животных, обитающих, в реках и озерах, гибель растений, нарушение пищевых цепочек в экосистемах. Среди выживших организмов распространяются различные заболевания, которыми они заражают воду.
Потребляя такую воду, люди также заболевают, а это приводит к сокращению продолжительности жизни. Современные способы очистки воды не в состоянии решить эту проблему. И если темпы загрязнения рек и озер не пойдут на спад, то в будущем люди начнут гибнуть от нехватки воды.
Норма воды на человека в сутки 220л:
Нам особенно надо ценить чистую воду и беречь ее, что очень актуально в XXI веке. Мы считаем, что надо с детства прививать детям навыки экономного расходования воды и экологически грамотного отношения к воде.
Знакомство детей с водой начинаем с наблюдений, с разучивания закличек, потешек, чистоговорок. Объясняем значение пословиц, фразеологизмов. Отгадыванием загадок о воде, читаем сказки, легенды, рассказы. Проводим беседы по следующим вопросам:
Для чего нужна вода?
Где в природе встречается вода?
Почему вода в океанах и морях не пригодна для питья?
Какая вода в реках и озерах?
Что такое круговорот воды в природе?
Какая бывает вода?
Почему вода в водоемах загрязняется?
Как человек использует воду?
Как мы можем помочь воде?
В виде чего встречается вода в природе?
Как беречь воду?
Начиная со среднего дошкольного возраста организуем с детьми образовательную деятельность, проводим различные игры, часто используем художественное слово. Примеры некоторых из них приведены в таблицах.
Наблюдения, опыты, игры
Вид деятельности |
Практическое действие |
Наблюдения |
Роса, иней, дожди, снег, град, сосульки, туман, облака, лужи, ручейки |
Опыты и эксперименты |
Состояние воды (твердое, жидкое, газообразное) Свойства воды (не имеет вкуса, цвета, запаха; может растворить некоторые вещества; принимать любую форму; окрашивать в разные цвета) Выталкивание воды Как появились острова, материки |
Круговорот воды в природе |
Рисование схемы круговорота воды в природе |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? |
Отслеживание пути воды, поступающей в дом. Сборка из конструктора очистительного сооружения. |
Физическая карта мира |
Путешествие по океанам, морям, рекам, озерам |
Игры |
Где живет вода? Океаны и материки Береги воду! Путешествие в Африку Кругосветное путешествие Капитаны. |
Художественное слово
Потешки |
Буль-буль, водица, Наша Оля будет мыться. Надо мыться непременно Утром, вечером и днем Перед каждою едой, После сна и перед сном. |
Заклички |
Дождик лей, лей, лей На меня и на людей, На мою подружку, Целую кадушку. |
Чистоговорки |
Эта капелька дождя В землю теплую упала. Не пропала, не пропала Эта капелька дождя: Вышел гриб - дождевик, Вышел гриб - боровик, Их сестричка - гриб лисичка, Их подружка - гриб волнушка. Вышла тонкая травинка, Вышла тонкая рябинка! |
Загадки |
Бежит из котелка, А выбежать не может. Меж гор, меж дол Бежит белый конь. Что в руках не удержишь? |
Пословицы |
Вода всегда путь найдет Воду в решете не утащишь Вода с гор потекла-весну принесла Без воды – земля пустырь. |
Фразеологизмы |
Водой не разлить Воды в рот набрал Вывести на чистую воду |
Легенды |
Э.И. Дедяева «Как появилась вода на земле» О водяном Царь Нептун |
Сказки
|
Л.Тарасенко «Путешествие капельтки» Ю.А. Майора «Приключения капельки», «История соседки-капельки» Н.В. Штерцер «История про капельку и ее друзей» Н.А. Рыжова «Жила-была река» народов Сибири Г.Х. Андерсен «Русалочка» |
Какая бывает вода |
Горячая, холодная, теплая, прохладная, остывшая, замерзшая, газированная, сладкая, горькая, соленая, речная, морская, водопроводная, грязная... |
Чтобы вызвать у детей интерес к воде, ее сбережению, мы решили сделать это через знакомство с профессиями, связанными с водой. Например, тема образовательной деятельности "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"
Мы рассказываем детям о водопроводном кране и знакомим их с профессиями – водопроводчик и сантехник. Проводя различные опыты с водой, дети знакомятся с профессиями – лаборант, эколог. А когда ребенок ощущает себя лаборантом или экологом, он с большим удовольствием проводит опыты с водой, и ему хочется делать это снова и снова.
Большую помощь оказывает "физическая карта мира". Совершая путешествие на корабле, дети становятся "охотниками за сокровищами затонувших кораблей". И вот уже "водолазы" и "аквалангисты" изучают морское дно. Запоминают названия рыб, морских животных. Постепенно ориентируются в названиях морей, океанов, рек, озер.
Таблица, приведенная ниже, поможет увидеть, люди каких профессий имеют дело с водой.
Профессия |
Вода |
Водопроводчик Сантехник |
Трубы с водой, водопроводный кран |
Капитан, мичман, юнга, моряк, пират |
Названия морей, океанов, рек, озер |
Водолаз, аквалангист, охотник за сокровищами затонувших кораблей |
Изучение дна водоемов |
Рыбак, инспектор рыбной охраны |
Названия рыб, охрана морских животных, рыб |
Работники дельфинариев, аквариумов |
Наблюдение за поведением дельфинов в воде |
Тренер в бассейне, пловец, спасатель на море, спортсмены водных видов спорта |
Занятия в воде делают людей сильными |
Подводник |
Изучает жизнь под водой |
Банщик |
Вода смывает грязь с людей |
Пожарный |
Водой тушит огонь |
Уборщик |
Водой моет полы, протирает поверхности |
Мойщик окон, автомобилей |
Водой моют окна, автомобили |
Посудомойка |
Мытье посуды |
Машинист по стирке белья |
Стирает водой одежду |
Садовник, работники теплиц, |
Полив цветов, фруктов, овощей |
Хоккеист |
Замерзшая вода-лед |
А чтобы закрепить знания детей, мы играем в сюжетно-ролевую игру "Журналисты". "Журналисты", получив задание "редактора" берут интервью у людей разных профессий, которые рассказывают о проблемах, которые угрожают нашей планете, рассказывают "по телевизору", как они могут помочь спасти реки и озера. И когда наши дети начинают понимать опасность, угрожающую планете, они соблюдают правила поведения возле водоемов и напоминают о них другим:
А еще наши дети с удовольствием экономят воду! И у них это получается!
22 марта ежегодно проводится Всемирный день водных ресурсов. Этот день подчеркивает важность пресной воды. Цель этого дня - обратить внимание всего человечества на проблемы, связанные с охраной водных запасов. Это праздник, который призван донести важность сохранения природы до каждого человека, живущего на планете.
Нам хочется закончить статью словами Питера Блэйка "Земля - водная планета, на которой качество воды определяет качество жизни. хорошая вода - хорошая жизнь. Плохая вода – плохая жизнь. Нет воды – нет жизни".