Сценарий конкурса чтецов для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста разработан для формирования заинтересованности и умения читать стихи, автоматизации звуков в речи.
Может проводиться тифлопедагогом совместно с воспитателем, музыкальным руководителем. Так как для заучивания лучше предлагать детям стихи, близкие им и понятные, для данного конкурса выбраны стихи карельских поэтов.
Цель: совершенствование художественно-речевых, исполнительских навыков детей при чтении стихотворений.
Задачи:
Оборудование: компьютер, диск с записью музыки (песни "Карелия", "Петрозаводск"), презентация "Карелия", сборники стихов карельских поэтов ("Берестяная котомка", "Песенный открою короб", "Волшебная зеленая страна"); берестяной короб; предметные картинки по темам: "ягоды", "рыбы", "карельские ремесла", "деревья"; картинки к игре "Прикрепи хвост"
Педагог начинает встречу с прочтения стихотворения Вейкко Пяллинена "Колокольчик голубой". На экране фотография отображающая сюжет стихотворения.
Колокольчик голубой
Среди ржи, в сторонке…
Вьется в небе над тобой
Жаворонок звонкий.
Вдалеке синеет лес.
Устали не зная,
Льется песенка с небес,
Без конца и края…
Педагог: Здравствуйте, ребята! Мы хотим пригласить вас в путешествие, но не обычное, а поэтическое.
- Поэтическое – от слова "поэзия", "поэты". Скажите, пожалуйста, кто такие поэты? (На экране слайд с фотографией поэта)
- Правильно, поэты это авторы стихотворений. Много красивых стихов написано поэтами всего мира. Они пишут и о дружбе, и об игрушках, и о красоте природы.
- Но и не только стихи раскрывают нам красоту природы, а также художники в своих картинах. (слайд с фотографией картины)
- Сегодня мы с вами услышим много произведений посвященных нашей малой Родине.
- Как называется край, в котором мы живем? (Карелия)
Итак, собирайся, народ,
Кто на конкурс идет.
Вас много интересного ждет.
Море стихов, много веселых игр.
Педагог: Начинаем конкурс чтецов! (На экране эмблемы конкурса)
- Ни один конкурс не обходится без жюри. Будут внимательно слушать наших артистов, и радоваться их успехам … (представление членов жюри)
- Поприветствуем их аплодисментами.
- На нашем конкурсе чтецов мы организовали выставку рисунков к стихам карельских поэтов.
- Дети очень старались передать в рисунках задумку и настроение автора стихотворения. (Педагог обращает внимание на оформленную выставку рисунков)
- И первое стихотворение, которое мы услышим так, и называется "Рисунок", автор Пирье Пихлаяниеми и прочитает его Дима. (слайд с рисунком к стихотворению)
Чтение ребенком стихотворения "Рисунок"
Педагог: Спасибо Дима, за твое прочтение.
- Все мы знаем, что Карелия – край воды. В Карелии больше 60 тысяч озер и около 12 тысяч рек. Самые большие озера нашего края – Ладожское и Онежское.
- Эти озера – гордость не только Карелии, но и всей России. Однако не менее прекрасны маленькие, малоизвестные озера.
- В Карелии их называют ласково – ламбушки. На их берегу хорошо отдыхать, рыбачить. (слайд: озера и реки Карелии)
- У Андрея Сунгурова есть стихотворение, которое называется "Речка может простудиться". Давайте узнаем, как же речка может простудиться? (слайд)
- А расскажет нам это Степан, а поможет ему его мама …
Чтение стихотворения "Речка может простудиться"
- Также у Андрея Сунгурова есть стихотворение "Ламбушка". Ева нам его сейчас расскажет.
Чтение стихотворения "Ламбушка"
- Так же о красоте наших водоемов писал Валентик Александр, стихотворение называется "Разговор с речкой", а расскажет нам его Семен.
- Медина расскажет нам стихотворение Ирины Шкрыкиной "На рыбалку".
- Какие красивые стихи рассказали нам ребята. А сейчас предлагаем Вам послушать не менее красивое музыкальное произведение.
Оркестр
- Молодцы! Продолжим?
- Если смотреть на Карелию с высоты птичьего полета летом, то почти вся она будет зеленого цвета. Зеленые деревья и кусты в лесу, зеленая трава на полянках.
- Лес занимает большую половину территории Карелии. Говорят: "Лес - наше богатство".
- Сейчас мы с вами послушаем стихи о красоте леса и его богатствах. (На экране слайд с лесами Карелии)
- А Рома расскажет на стихотворение Тайсто Сумманен "Ёлочки на скале".
- Саша расскажет нам стихотворение Леа Хело "Песня ветра".
- У Андрея Сунгурова есть еще одно стихотворение о красоте и богатстве леса называется оно "По ягоды", расскажет нам его Варвара.
- Следующее стихотворение Веры Линьковой "Зеленые ушки", расскажет нам Мария.
- Ульяна нам расскажет стихотворение, которое называется "Царевна – Морошка", автор Вера Линькова.
- Вера Линькова написала много стихотворений о ягодах, еще одно стихотворение из этого цикла, расскажет нам его Дима, называется оно "Болотце".
- Наши леса богаты не только ягодами, они еще богаты грибами. Стихотворение Пааво Лукин "Мухомор", расскажет нам Оля.
- Какие молодцы! А сейчас давайте немного отдохнем и поиграем.
Игра "Жаворонок"
Педагог: Наши леса богаты не только богатым урожаем, но и разнообразием животных, птиц и насекомых.
- А как их описали поэты в своих произведениях, мы сейчас узнаем. (слайд: животный мир Карелии)
- Стихотворение Екатерины Прохоровой "На рябине снегири", расскажет Костя.
- Стихотворение Тертту Викстрема "Лесной доктор", расскажет Кира.
- Следующее стихотворение "Стрекоза" расскажет нам Шерали, автор Андрей Сунгуров.
- Стихотворение Андрея Сунгурова "Паук", расскажет Илья.
Педагог: Теперь, когда вы увидите какое-нибудь насекомое летом, то вспомните эти стихи.
- Может, вы станете по-другому смотреть даже на паука? В природе он - художник!
- Ребята, наш конкурс подошел к концу. Сегодня вы так порадовали, так удивили нас, так выразительно вы читали стихотворения!
- Мы очень рады вашим успехам. Для подведения итогов и награждения слово предоставляется жюри.
Никто не остается без поощрения. Награждаются: за самые смешные стихотворения, самому лучшему знатоку животных, за самое вежливое стихотворение и т.д.