Технология ТРИЗ Г. Альтшуллера

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию.

Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач

ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Задачи методики ТРИЗ

  • Развитие творческого восприятия и мышления.
  • Формирование словарного запаса.
  • Развитие связной речи и умения выражать мысли.
  • Формирование восприятия чисел и математических представлений.
  • Привитие навыков социализации, взаимодействия и командной работы.

Таким образом, методика ТРИЗ способствует творчеству, развитию связной речи, пополнению словарного запаса, получении навыков оперирования числами и математическими понятиями и многом другом.

ТРИЗ для дошкольников:

  • это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.
  • это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Алгоритм решения любых задач выстраивается в определенной логической последовательности этапов:

  1. Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы. (дети самостоятельно определяют задачи)
  2. Выявление и осмысление противоречий. (игра "хорошо-плохо" постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире)
  3. Определение ресурсов. (дети выясняют, что умеет делать объект, какие действия совершает)
  4. Ожидаемый оптимальный результат. (ожидания основаны на реальных условиях)

Моделирование различных вариантов решения, разрешение противоречий (упражнения, ролевые игры). Следует раскрепостить мышление детей, дать волю фантазии, воображению и в то же время обращать внимание на нравственную сторону решения вопроса.

Решение проблемы

Опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения малыши находят выход из сложной ситуации.

Достоинства использования элементов ТРИЗ

  • является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;
  • позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка;
  • стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;
  • помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;
  • стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;
  • развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической деятельности; помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.

Влияние методики на тип мировоззрения ребенка

В дошкольном возрасте у ребенка еще нет сформированного мировоззрения. Поэтому на этом этапе роль ТРИЗ в детском саду заключается в развитии аналитического и сравнительного мышления, умении найти возможные решения и выбрать оптимальные. Однако в дальнейшем такой мыслительный тренинг сформирует не просто думающую личность, а того, кто способен развиваться всегда.

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека.

  • Познавательные вопросы.
  • Проблемные вопросы.
  • Ролевые игры.
  • Игры "Да - нет", "Верно – неверно".
  • Рассказ с ошибкой.
  • Творческие задачи.
  • Морфологический ящик. (служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявления существенных и несущественных признаков изучаемого явления)
  • Головоломки и загадки.

Методы ТРИЗ, используемые в детских садах

Метод мозгового штурма
Детям ставят задачу и предлагают найти решение, причем разрешено выдвигать любые, даже самые нереальные версии решения. Запрещена любая критика выдвигаемых идей как со стороны взрослых, так и со стороны товарищей по группе. Можно лишь дополнять и предлагать усовершенствования чужих идей.

Метод фокальных объектов
Допускает вообразить что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Пример: попытаться "создать" гибрид корабля и самолета, поезда и подводной лодки, машины и вертолета. Главное ни в чем не ограничивать детскую фантазию!

Метод "Системный анализ"
Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

Метод морфологического анализа

Метод решения задачи, основанный на подборе возможных решений для отдельных частей задачи. Этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов.

Суть метода в том, чтобы попытаться скомбинировать разные характеристики предмета при создании некоего нового объекта. Допустим, если нужно изобрести новую игру, для наглядности рисуют две оси. Вдоль одной рисуют части тела, которые будут задействованы в игре (руки, ноги, руки+ноги), а вдоль другой игровые приспособления, которые можно использовать (мяч, теннисная ракетка, скакалка).

Далее всем коллективом перебирают возможные варианты сочетаний и использования частей тела и игровых приспособлений в игре, а в завершении можно предложить всем вместе сыграть в новую игру, которую дети придумали только что.

Метод обоснования новых идей "Золотая рыбка"
Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

Мышление по аналогии
Использование прошлого опыта или опыта других людей.

Занятия будут интересней, если построить их по следующим правилам:

  1. минимум сообщения информации, максимум рассуждений;
  2. системный подход. (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии)

Методика ТРИЗ в детском саду нужна, с одной стороны, для развития гибкости и системности мышления, с другой стороны, для стимулирования поисковой активности и умения находить ответы на нестандартные вопросы. Используя методику ТРИЗ, можно заметно активизировать творческий потенциал ребенка, его мыслительную активность и фантазию, вырастить из ребенка настоящего изобретателя и генератора новых идей.

Групповые занятия по методике ТРИЗ учат детей сотрудничеству, взаимодействию, умению помочь товарищу и найти выход из сложной ситуации, а также порадоваться своим и чужим успехам, когда задача будет успешно решена.

ТРИЗ считается "школой творческой личности", потому что предполагает творчество во всем, начиная с постановки вопроса и заканчивая способами поиска ответа.

Что делать, чтобы ребенок начал думать и рассуждать?

  • Никогда не ругайте детей за неправильный ответ! Очень часто "игра в молчанку" является следствием того, что ребенок уже когда-то что-то сказал или сделал не так, получил ворох замечаний и теперь просто боится ошибиться еще раз.
  • Рассуждайте вместе с ребенком и не ведите себя, как всезнайка.
  • Задавайте так называемые "открытые" вопросы, на которые изначально не может быть одного единственного правильного ответа. Так вам будет проще рассуждать вместе с ребенком, и ребенок не будет бояться ошибиться.
  • Отвечайте на вопросы, которые вам задают дети.
Размер:
19.76 Kb
Скачали:
11

Метки к статье: детский сад, обмен опытом