В рамках системы коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников игровые упражнения по изоритмике становятся весьма эффективным инструментом.
Изоритмика представляет собой комплекс игровых упражнений, основанных на развитии мелкой моторики пальцев рук и сопровождаемых проговариванием стихотворных четверостиший
Однако, важно, чтобы движения пальцев рук и речь совпадали, поскольку именно такое взаимодействие стимулирует развитие центральной нервной системы и способствует ускорению развития речи.
Исходя из своего опыта работы, я считаю, что использование изоритмики имеет неоспоримые преимущества в системе коррекционно-педагогического воздействия. Эти упражнения эффективно стимулируют развитие зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику.
Они помогают формировать у детей ориентировку на листе бумаги, закреплять представления о форме, цвете и величине предметов, а также развивать произвольное внимание, речеслуховую память, абстрактное мышление, творческое воображение и мелкую моторику пальцев рук. Все это, я уверена, способствует развитию связной речи у детей.
Я на практике увидела, что игровые изоритмические упражнения приносят положительные результаты в процессе непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи. Они помогают детям развивать способность замечать характерные особенности предметов, закреплять знания о цвете, форме и величине, ориентироваться на листе бумаги и готовить руку к письму.
Эти упражнения также способствуют формированию произвольного внимания, речеслуховой памяти, творческого воображения и художественного вкуса, а также развивают мелкую моторику пальцев и ритм правильного дыхания, что благоприятно влияет на развитие связной речи у детей.
Изоритмические игровые упражнения не только используются в рамках образовательной деятельности, но и могут проводиться на прогулках. Дети с удовольствием рисуют предметы палочками на мокром песке или земле, двигая губами и проговаривая стихи.
Постепенно начинается обучение детей рисованию самых простых предметов с проговоркой каждого движения руки. Если рисунок не удается, одним движением руки маркерная доска становится снова чистой, и дети могут начинать заново.
Использование изоритмики в системе коррекционно-педагогической работы играет важную роль в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников. Оно способствует развитию координации движений пальцев рук, активизирует и расширяет словарный запас, помогает освоить понятия о мире вокруг нас, облегчает процесс усвоения и выражения мыслей, а также укрепляет знания, полученные по лексическим темам, и способствует развитию памяти, внимания и мышления.