Цель игры: воспитание чувства любви к природе; формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с окружающим миром.
Задачи:
Оборудование и материалы: письмо от Старичка-Лесовичка, конверты с заданиями, иллюстрации с изображением диких животных и др.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрали вас всех, вместе вот по какому поводу.
- Когда я пришла на работу, то у дверей детского сада меня встретил почтальон, и он просил меня передать вам вот этот конверт. Это письмо, и адресовано оно всем вам. Давайте я вам его прочитаю.
"Здравствуйте дорогие детишки! Я – Старичок-Лесовичок, приглашаю вас в гости. Я приготовил для вас сюрприз, но чтобы найти его, надо выполнить все мои задания".
- Ребята, сегодня нас ждет увлекательное путешествие по лесным тропинкам. Во время прогулки мы будем делать остановки, где вам предстоит выполнять различные задания, которые приготовил для вас Старичок-Лесовичок.
- После каждого выполненного задания вы будете получать конверты, а что в них, вы узнаете в конце игры.
- Чтобы отправится в необычное путешествие, нам надо подготовиться. Мы должны быть в хорошей спортивной форме, дружные, организованные, смелые, мы должны быть внимательными, чтобы никто не потерялся на нашей лесной тропе.
- Проведем походную разминку.
- Итак, в путь! Вот мы и в осеннем лесу. Какая красота!
Первая остановка
- Задание от Старичка-Лесовичка: отгадайте животных, которые обитают в лесу. (дети отгадывают загадки и получают конверт от Старичка-Лесовичка)
1. Летом мед ел и малину,
Чтобы сытым спать всю зиму.
Тише, дети! Не шуметь!
Пусть спокойно спит... (медведь)
2. Догадайтесь, кто же это?
В шубку рыжую одета.
И не рыба, и не птица.
Это - хитрая... (лисица)
3. Он в лесу дремучем рос,
Серой шерстью весь оброс.
В зайцах вкусных знает толк
Злой голодный серый... (волк)
4. У него иголочки,
Как в лесу на елочке.
Зверя лучше не тревожь!
Он колючий. Это... (ёж)
5. Кто по зарослям идет,
На ходу листву жует?
Лучше с ним гулять поврозь.
Этот зверь - рогатый... (лось)
6. Бродит хищный кот в лесах
С кисточками на ушах.
Дальше от него держись -
Быстро нападает... (рысь)
Дидактическая игра "Кто лишний?"
Используется набор иллюстраций с изображением диких животных обитающих в наших лесах и в жарких странах.
- Двигаемся дальше! Стало холодно и насекомые спрятались на этой полянке. Давайте узнаем, какие? (называют насекомых и получают еще один конверт)
1. Если пил ты чай с медком, с ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала, работящая … (Пчела)
2. Во фраке зеленом маэстро взлетает над лугом в цвету.
Он – гордость местного оркестра и лучший прыгун в высоту. (Кузнечик)
3. Она ярка, красива, изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок. (Бабочка)
4. Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке? (Божья коровка)
5. Он работник настоящий, очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (Муравей)
- На этой полянке Старичок-Лесовичок приготовил для вас игру. Угадайте, чем лес может нас угостить?
- Все дары леса найдите и соберите вот в эти корзинки.
Игра "Дары леса"
- Угадайте, чем Старичок-лесовичок решил порадовать ваши глазки? (Показ слайдов на ноутбуке)
1. На лугу сестрички – Золотые глазки,
Белые реснички. (Ромашка)
2. Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)
3. Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василек)
4. На лугах, лесных полянах
Цветок полнехонек нектара.
Зовут пчелиной кашкой,
Соседствует с ромашкой. (Клевер)
5. Синенький звонок висит,
Никогда не зазвенит. (Колокольчик)
- Все это как мы называем? (цветы)
- Конечно, это цветы.
Эстафета "Посади цветы"
Дети встают в 2 команды, у каждого кегля в руках. По команде по одному бегут до обруча , ставят кеглю и возвращаются обратно. Затем бежит следующий участник. Побеждает та команда, которая быстрее всех посадит и польет "цветы".
- Молодцы! И вот вам еще один конверт.
- Следующая полянка. Ребята, жители леса приготовили для вас небольшой концерт. Попробуйте назвать всех исполнителей.
Кукушка, дятел, сова, соловей, ворона. (Звучат голоса птиц, дети называют птиц)
Дидактическая игра "Назови и покажи перелетных и зимующих птиц"
- На этой полянке никто не живет, ничего не растет. Интересно, почему? (ответы детей)
- Здесь ничего нет, потому что вся полянка завалена мусором, а животные и растения не могут расти там, где все загрязнено.
- Давайте поможем лесу. А как мы можем это сделать?
- Конечно, убрать весь мусор. (дети собирают мусор с полянки в специальный пакет)
- Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу (на природе)?
- Давайте повторим их.
Дидактическая игра "Да-нет"
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Игра "Экологический светофор"
- Сигналы этого светофора означают то же, что и на проезжей части дороги. А вы знаете, что означают цвета у светофора на проезжей части? Давайте вспомним.
- И в природе есть такие сигналы прочитаем вместе:
Красный свет - природе вред!
Желтый - осторожно!
Свет зеленый - как красиво!
Скажет лес тебе спасибо!
- Итак, красный свет в природе что означает? (зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе)
- Желтый свет - будь осторожным, может возникнуть опасность.
- Зеленый свет - это когда мы для природы делаем добрые дела.
- Перед вами фишки, вы берете и показываете ту, которую считаете нужной.
- Такая ситуация: мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке. Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить.
Мальчик взял:
- Вот столько, конвертов, мы заработали! Посмотрите, что там такое. (открывают конверты и находят там фрагменты картинки)
- Ой, это пазлы какой-то картинки. Сложите все части правильно, и вы увидите, какое передал вам послание Старичок - Лесовичок. (собирают картинку)
- Что же у вас получилось? А получилась картинка сундука. (находят сундук, открывают его и находят картинки с правилами поведения в природе)
- У природы открытая душа, она прекрасна и щедра, ее гостеприимству нет предела! Богат и разнообразен мир наших лесов, он хранит много секретов, которые человеку еще не удалось разгадать.
- Но, к сожалению, с каждым годом леса беднеют. Становится меньше животных, исчезают растения.
- Многие из тех, что раньше встречались часто, сейчас почти исчезли, а есть и такие, которых и вовсе не стало.
- Что будет с природой дальше, зависит от нас. Давайте об этом помнить и стараться сделать все, чтобы сохранить ее красоту.
- Давайте станем защитниками природы, будем беречь, и охранять ее богатства!
- А Старичок-лесовичок, ребята, дарит вам эти картинки, чтобы вы не забывали, что можно, а что нельзя делать в природе и ждет вас еще в гости.