Статья: Рисования и аппликации в подготовительной к школе группе "На далекой планете Церера"

В данной статье изложен опыт создания проекта детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет) по средствам нетрадиционных техник рисования с элементами аппликации.

Обозначена актуальность проблемы популяризации космической отрасли и важность творческой деятельности детей, их занятия нетрадиционными техниками рисования, как основы развития и формирования успешной личности в будущем.

Ключевые слова: космос, галактика, планета Церера, дошкольный возраст, нетрадиционные техники рисования, образовательные технологии.

Введение

Космос – это слово, которое всегда заставляет замирать от восторга сердце и рождает в воображении неописуемые образы, призванные хоть немножко представить и приоткрыть завесу тайны этого огромного пространства. Космос – это слово, которое заставляет мечтать не только детей, но остается важным для взрослых.

Россия – страна, которая открыла космическую эру. Создала целое направление в науке и технологиях, которые призваны поддерживать и расширять наши возможности в изучении космического пространства. И когда взрослые стремятся к достижению конкретных результатов в освоении космического пространства, дети с легкостью представляют себя космонавтами и ценными первооткрывателями новых планет и даже целых галактик!

Актуальность данного направления в творчестве состоит в продвижении идеи исследования космического пространства в стране. Популяризация космической направленности среди подрастающего поколения.

Развитие личности маленького человека в информировании его, с помощью игры и по средствам занятий нетрадиционными видами рисования и аппликации, о том, что такое космос, о полетах в космос, о планетах, о галактиках. Тем самым способствуя развитию его желания связать свою взрослую жизнь с этим направлением. Стать в будущим – космонавтом или работником занятым в космической отрасли.

Для реализации этой педагогической идеи, необходим технологический воспитательно-образовательный процесс. Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Наблюдение за темпами развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития. Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс гарантировал достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

  • постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
  • подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
  • оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
  • заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Целью применения образовательных технологий и занятий нетрадиционными видами рисования с элементами апликации является развитие творческих, конструктивных способностей детей, расширение кругозора детей связанного с космосом, становление успешной личности в будущем.

Задачи работы с детьми в этом направление были поставлены следующие:

  • Применить в проекте современные образовательные технологий: здоровье сберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технологии исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; игровые технологии.
  • Расширение кругозора детей о космосе, планетах солнечной системы, о галактике Млечный путь.
  • Знакомить детей по средствам игры и продуктивной деятельности с основными элементами методик, применяемых в проекте.
  • Создать вместе с детьми коллективную композицию, состоящую из четырех картин связанных одной темой.

Тема космоса для детей – это что-то фантастическое, неизведанное, зовущая к приключениям! Дети воображают, представляют, фантазируют, играют, а затем переносят свои фантазии на бумагу или изготовляют поделки. Так в умелых руках рождается проект. Так было и в этот раз…

Трудно представить работу современного воспитателя без использования проектирования в своей работе. Технологии проектной деятельности имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получать быстрые практические результаты. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками.

Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Групповой проект о космосе я с моими воспитанниками, детьми группы "Колосок", задумала создать во второй половине учебного года.

Применяя технологию исследовательской деятельности, целью которой является формирование у дошкольников основных ключевых компетенции, способность к исследовательскому типу мышления, при организации работы над творческим проектом. Воспитанникам предлагалось проблемная задача – "можно ли жить людям на известных на данный момент планетах?", которую они решили, исследуя планеты солнечной системы.

После того как был сделан вывод, что скорее нет, чем да, было решено, отправится в экспедицию на космическом корабле в далекий космос, чтобы его исследовать и, возможно, найти необычную планету, на которой есть воздух и мы, земляне, можем там находиться без дополнительных дыхательных устройств. Дети представили, что они космонавты и все вместе отправились в путешествие.

И вот такая планета была найдена в нашей галактике "Млечный путь" в созвездии Стрельца. Дети начали придумывать, как ее можно назвать? Коллективно выбрали название, которое придумала одна девочка. Планету назвали – Церера. Всем понравилось это название. И дети приступили к творчеству.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется: технология сотрудничества, которая реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений "Взрослый - ребенок". Мной и детьми были созданы условия развивающей среды, планируется изготовить пособия. Совместно мы определили направление нашей творческой деятельности.

Наш проект, это проект сотрудничества. Проект, где главным творцом является ребенок, а личностно-ориентированные технологии создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности, дают возможность ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

Сначала был набран объем композиции рельефа планеты с помощью бумажных контейнеров для яиц. Этот вид нетрадиционной аппликации очень понравился детям. Со стороны было интересно за ними наблюдать как они заинтересованно, зажигательно придумывают, фантазируют, обсуждают и пробуют свои идеи на бумаги.

Затем, дети приступили к работе с цветом. С помощью гуаши они создали неповторимые оттенки звездного неба и поверхности планеты Цереры. Загадочность композиции придали техника набрызга и применение соли. В результате у нас получилась композиция, состоящая из четырех картин – панно.

Теперь необычную планету нужно было населить ее жителями и гостями. Дети подумали, о том, что если они смогли до нее долететь, то остальные возможные, обязательно миролюбивые, жители галактики, тоже могут прилететь в гости. И, конечно, сами цереряни – коренное население планеты должно быть!

С новой идеей и с новым энтузиазмом дети приступили к придумыванию образов необычных существ. В работе были использованы и акварельные краски, и цветные карандаши, вместе с восковыми карандашами, и фломастеры. Необычных существ, жителей и гостей планеты, дети рисовали на отдельных листах бумаги, для того чтобы вырезать и приклеить на панно. Но прежде чем приклеить на панно, параллельно играли со своими персонажами. Давали им имена, оживляли, озвучивали их.

Игра, проходила главной нитью через весь проект. Связывая его основные части. И когда дети знакомились с солнечной системой и планетами. И когда летели в воображаемом космическом корабле, бороздя просторы млечного пути, в поисках пригодной для жизни планеты. И когда придумывали саму планету, а затем оживляли ее.

Во всех этих случаях были применены игровые технологии, которые тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Игровые технологии, дают ребенку: возможность "примерить" на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению.

Их мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества. Потом начали придумывать космические аппараты. Кто на чем прилетел на планету Церера. Их так же рисовали, раскрашивали на отдельных листках, а прежде чем приклеить на панно, играли.

И вот, необычная, но очень гостеприимная планета Церера, с ее рельефом, природой, населением, космическими летательными аппаратами, готова! Проект завершен. Дети в восторге!

Создание панно – это уникальный опыт сплочения детского коллектива, развитие фантазии и мечты о путешествиях в космос в поисках новых пригодных для жизни людей планет. Работа с детьми в данном направлении это часть традиций, праздников, памятных дат, существующих в нашей стране.

Панно на тему "Космос"Панно на тему "Космос"

В первую очередь это праздник посвященный дню Космонавтики, который проходит в середине апреля. Особая пора для россиян и, особенно, для жителей города Королев, так как 12 апреля 1961 года в космос впервые полетел человек – Юрий Алексеевич Гагарин, а главный конструктор, Сергей Павлович Королев, как раз трудился в этом городе над созданием ракеты, в которой полетел первый человек.

Гагарин открыл космическую эру для человечества. С тех пор космические просторы стали досягаемы! И взрослые, и дети гордятся их достижением.

Заключение

Нет ни одного человека на земле, который хотя бы один раз не мечтал побывать в необъятных космических просторах. Особенно желание побывать в космосе и исследовать новые планеты ярко и живо в детские годы.

В годы, когда душа и сердце открыты к фантазии, воображению, способные впитывать и усваивать новые знания с поразительной легкостью. Не исключением стали и дети в детском саду № 30 города Королева. Воспитанники группы "Колосок" с удовольствием играли в космонавтов.

Открывали для себя новые факты о планетах, знакомились с солнечной системой и галактикой. Все вместе с помощью фантазии и воображения отправились в экспедицию по нашей галактике по изучению солнечной системы и в поиске новой интересной планеты. Итогом их деятельности стало панно, которое было названо – "На далекой планете Церера".

Вывод

Использование нетрадиционных видов деятельности, ориентация на личность ребенка и игровое, непринужденное освоение учебного материала привели к положительным результатам. С применением и на основе современных образовательных технологий, а именно:

  • здоровье сберегающих технологий;
  • технологий проектной деятельности;
  • технологий исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационных технологий;
  • личностно-ориентированных технологий;
  • игровых технологий, был создан данный проект.

Дети узнали много нового и интересного о космосе, о галактике Млечный путь и о нашей солнечной системе. Занимаясь нетрадиционными видами рисования с элементами аппликации развили свои творческие, конструктивные способности.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, рисование, проект