Сценарий викторины "Знатоки природы"

Цели викторины:

  • закрепить знания о жизни диких животных и птиц зимой, о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы;
  • обобщить знания детей о природе, образе жизни диких животных, закрепить умения распределять птиц на зимующих и перелетных, способах помощи им в зимнее время года;
  • воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить.

Материалы и оборудование: иллюстрированный материал (зимующие и перелетные птицы, картина зимнего леса), эмблемы для команд, раздаточный материал, муз. центр, запись музыки из телепередачи "В мире животных".

Ход викторины

Воспитатель встречает детей словами:

Звонкая погода, снега кутерьма,
Это время года мы зовем … (зима)

- Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в форточку. Да она не простая - волшебная!
- Здесь написано: "Письмо от зимушки - зимы".

- Слышала она, что вы любознательные и находчивые. И вот она нам прислала задания, проверить, знаем ли мы природу своего родного края, и нравится ли нам зимушка - зима.
- Снежинка - принесла вам задания интересные, конкурсы необыкновенные, и вы покажите свою удаль да находчивость.

Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит солнце – доброте.
Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год
Обучаться нужно
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.

Воспитатель: Ребята посмотрите кто пришел к нам в гости это Зайчик и Белочка.
- Соревноваться у будут две команды. Команда "Зайчата" и команда "Бельчата". Для каждой команды будут даваться задания.

- За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки "Зайчата" - морковку, "Бельчата" - орешек.
- Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает.

- Главное правило наших соревнований - быть выдержанными и терпеливыми: на каждый вопрос отвечать только по одному, или специально выбранный представитель команды, остальные должны хранить молчание, не выкрикивать с места и не подсказывать.

- А жюри сегодня - это наши гости: Зайчик и Белочка.

1 конкурс "Разминка"

Вопросы команде "Бельчата"

  1. У какого животного есть иголки? (ёж)
  2. Кто в лесу зимою спит? (медведь)
  3. В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной)
  4. Корова – дикое или домашнее животное? (домашнее)
  5. Как заяц готовится к зиме? (меняет шубу)

Вопросы команде "Зайчата"

  1. Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)
  2. Ласточка остается зимовать или нет? (нет)
  3. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
  4. У какого домашнего животного есть рога? (корова)
  5. Мягкие лапки, а в лапках – царапки. (кошка)

Дети садятся на места, остаются капитаны команд.

2 конкурс "Разминка для капитанов команд"

1. Какое животное можно назвать длинноухим? (вопрос капитану команды "Бельчата")
2. Зачем лисе пушистый хвост? (вопрос капитану команды "Зайчики")

1. Какого цвета листья на деревьях зимой? (Листьев на деревьях зимой нет)
2. Какую птицу называют "Лесное радио"? (Сорока)

1. Чем выделяется береза среди деревьев?
2. Кто в лесу всю зиму спит?

1. Как заяц готовится к зиме?
2. Какое дерево зимой и летом остается зеленым?

3 конкурс "Признаки зимы"

- Ребята, вам нужно будет перечислить признаки зимы. Назвать народные приметы зимы.
- Кто больше назовет признаков, примет, та команда и получит фишку.

Признаки зимы:

  • Зимой день короче, а ночь длиннее.
  • Зимой идет снег.
  • Зимой дует ветер, метет метель.
  • Зимой на земле лежат глубокие сугробы.
  • Зимой небо хмурое.
  • Зимой речки затянуты льдом.
  • Зимой все деревья спят покрытые снегом.
  • Зимой прилетают зимующие птицы, и люди для них делают кормушки.
  • Зимой дикие животные меняют шубку на теплую и пушистую. Мишка спит в берлоге. Лисичка и волк бродят по лесу и ищут себе еду. Зайка меняет шубку с серой на белую. Белочка меняет шубку с рыжей на серую. Лось ходит по лесу и есть кору с деревьев.
  • Зимой люди одевают теплую, зимнюю одежду (перечисление).
  • Зимой люди на речках из проруби ловят рыбу.
  • Зимой люди катаются на коньках, лыжах, санках и лепят снеговиков.
  • Зимой приходит веселый праздник Новый год.

4 конкурс "Найди дом для каждого животного"

Воспитатель: Где живут животные?

"Бельчата" отвечают: у лисы (нора), у медведя (берлога), у волка (логово).
"Зайчики" отвечают: у мышки (нора), у белки (дупло), у крота (нора).

Командам раздаются конверты с рисунками зверей и их разных жилищ. Надо составить пары "зверек - его дом".

Физкультминутка "Перелет птиц"

Проводится под музыку передачи "В мире животных". Дети должны обнаружить в рисунке зверей и закрасить их.

5 конкурс "Угадайте по описанию"

"Зайчатам"

"Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей".

Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. (Ответ: ёж)

"У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами".

Подсказка: Его считают большим трусишкой. (Ответ: заяц)

"Бельчатам"

"Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые: зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название "фокстрот". Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами".

Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы). (Ответ: лиса)

"Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу. Зимой впадает в спячку".

Подсказка: Очень любит мед и малину. (Ответ: медведь)

Подведение итогов викторины

Воспитатель: Молодцы ребята, я думаю, вы порадовали зимушку-зиму своими ответами, знанием природы нашего края.
- А пока наши "мудрецы" подводят итоги, послушайте стихотворение:

Любите родную природу -
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

В конце викторины подводятся итоги, и дети получают сюрприз от Зимушки-зимы.

Размер:
15.69 Kb
Скачали:
19

Метки к статье: детский сад, викторина