Цель: формировать доброжелательные отношения у детей друг к другу и бережное отношение к живой природе, самостоятельность и стремление проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Под музыку в зал входят дети и становятся по боковым стенам зала. Ведущий обращает внимание на письмо.
Ведущий: Ребята, посмотрите, здесь какое-то письмо, наверное, для нас. Давайте откроем конверт и прочитаем письмо.
Читает письмо:
"Дорогие ребята! Пишут вам лесные жители. У нас случилось несчастье: потерялся наш любимый друг. Пожалуйста, помогите нам его найти. Загадку нашу отгадайте, кого искать вам, узнайте.
Он живет в лесу дремучем.
Сам он круглый и колючий.
Угадайте: это кто же?
Ну конечно, это …" (ёж)
Ведущий: Почему думаете, что это еж? Как вы догадались? (Ответы детей)
- Ребята, мы сможем помочь лесным жителям найти ежа?
Воспитатель: Да, мы сможем, но только если будем знать, где он живет, чем питается, как выглядит.
Ведущий: Ребята, хочу рассказать вам об интересном празднике.
- Присаживайтесь на стульчики и слушайте.
- В начале февраля отмечается День колючек! А кто самый колючий на Земле?
- Конечно, это - еж! Значит, у ежа в этот день – День рождения. Удивительно, но этому празднику уже более 2000 лет. В этот день жители будили спящих ежей и наблюдали за их поведением.
По их поведению можно судить о наступлении весны. Согласно поверью, если день пасмурный, еж не видит своей тени, он спокойно покидает нору - значит, зима скоро закончится и весна будет ранняя. Если же день солнечный, еж видит свою тень и, пугаясь ее, прячется обратно в нору, значит, зима будет еще шесть недель. Вот такой интересный факт.
Воспитатель: Ёж живет в лесу. Чтобы его найти, нам нужно отправиться в лес?
- Зима – холодное время года. Давайте готовиться к путешествию. Начинаем одеваться. (Под музыку дети имитируют одевание на прогулку)
- Ребята, на чем же нам добраться до леса? (На лыжах, на снегоходе, на санях)
- Давайте прокатимся на снегоходе. Ну что, в путь?
1 ребенок:
В теплых шубах и ушанках
Снежной зимнею порой
Детвора на снегоходах
Вихрем мчит с горы крутой.
2 ребенок:
На ветру ребячьи лица
Разгорелись кумачом.
Пусть мороз сердитый злится,
Все ребятам нипочем!
Музыкальное упражнение "В лес на снегоходе"
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и на лесной полянке. (На экране изображение зимнего леса)
- Как же нам в лесу среди снега найти ежа?
- Что мы про него знаем?
Задание "Подбери слова"
Пальчиковая гимнастика "Ёжик колкий"
Ёжик, ежик колкий, (Пальцы двух рук сплетены в замок)
Покажи иголки. (Движения кистями вправо-влево)
Вот они. Вот они. Вот они. (Пальцы выпрямляются одной руки, затем – второй руки, кисти сложены в замок)
Ёжик, ежик колкий, (Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)
Спрячь свои иголки.
Раз, и нет. (Пальцы складываются в замок одной руки)
Раз, и нет. (Пальцы складываются в замок второй руки)
Вот и весь секрет. (Прячут руки за спину)
Просмотр презентация "Живет в лесу колючий еж"
Воспитатель: Ребята, как выглядит еж?
Дети: Это маленький зверек, маленькие лапки, черный нос, на мордочке, словно маленькие пуговки, глаза.
Воспитатель: Как вы думаете, нужны ежам запасы на зиму, как белкам? Почему?
Дети: Нет, не нужны, ведь они всю зиму спят.
Воспитатель: Что они едят, когда не спят?
- Предлагаю поиграть и еду для ежика узнать.
Эстафета "Любимая еда для ежа"
На столе разложены: змеи, кузнечики, яблоки, груши, улитки, пчелки, червяки, корешки, ягодки, ящерицы, мышки.
Воспитатель: Какие цвета различают ежи?
Дети: Они, как и люди, различают многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.
Воспитатель: Ребята, кто хочет превратиться в ежика?
Игра "Украшение для Ёжика"
Ребенок:
Тишина в лесу стоит,
Белый снег-снежок блестит.
Хорошо плясать гурьбой
В день морозный, голубой.
Исполняется танец "Зимушка – Зима"
(муз. Л. Горцуевой)
На экране у елки, из-под снега, появляется Ёжик, "оживает" и "отряхиваясь" от снега выходит к детям.
Скороговорка "Ёжик"
Дети: Ёжик ежится у елки - укололся об иголки, (поочередно)
Ёлка ежится, дрожа, - укололась об ежа!
Очень, еж, ты хорош!
Жаль, что в руки не возьмешь.
Ёж Что случилось, почему, ничего я не пойму.
Кто в лесу гуляет и мне спать мешает?
Холодно зимой в лесу,
Потому и в норке сплю.
Ведущий: Здравствуй, Ёжик – ни головы, ни ножек!
В гости мы к тебе пришли, еле домик твой нашли.
Друзья твои лесные найти тебя просили.
Скучно им в лесу зимой, поиграть хотят с тобой.
- Ребята, а давайте мы для Ёжика споем песенку.
- Ёжик, на ребят смотри, движенья за ними повтори.
- Не злись и не сердись, лучше с нами веселись.
Музыкальная игра "Жил в лесу колючий Ёж"
(муз. И. Бодраченко)
Ведущий: Ёжик, мы хотим тебя поздравить,
День рождения – славный праздник!
Ёж: А что такое День рождения?
Дети: Это праздник и веселье, подарки, игры, смех,
День, который лучше всех.
Ёж: Подарки я люблю,
И песенку про ежика услышать я хочу.
Ведущий: С Днем рождения поздравляем, и песню запеваем.
Исполняется песня "Добрый Ёж"
(муз. С. Соснина)
Ёж: Спасибо, дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки.
- А что вам нравится зимой?
1 ребенок:
Пришла красавица – зима.
Нам много снега принесла.
И вместе с ней пришел мороз.
Он щиплет уши, щиплет нос.
2 ребенок:
Не злой мороз.
Он много радостей принес!
Принес он зимние забавы.
Все то, что радость детям дарит!
Ведущий: Зимних развлечений очень много.
Дети, все в круг вставайте,
Игру скорее начинайте.
Физкультминутка
Дети встают в круг, имитируют движения.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.
Звучит музыка метели – вьюги.
Ёж: Ой, слышите! Беда! Беда!
Вихри снежные крутя,
Из далека-далека
К нам метель летит сюда. (Воспитатель раскидывает по залу снежные комочки)
- Помогите, снежную дорожку уберите. Ножки у ежа короткие, быстро бегать не умеют, холодного снега боятся.
Игра "Снежная дорожка"
2 команды, поочередно каждый участник берет один снежок и на лопатке переносит в обруч.
Ёж: Молодцы, ребята, все дорожки в лесу почистили.
Спасибо вам. А мне пора бежать и друзей своих искать.
На полянку побегу, их норки под снегом отыщу.
Ведущий: Ёжик, и нам пора возвращаться в детский сад.
А завтра ты к нам в гости приходи,
И от нас подарок получи.
Ёж: Вот спасибо, буду рад, погостить у ребят.
До свидания. До скорой встречи. (Убегает)
Ведущий: Ребята, и нам пора возвращаться в детский сад.
На снегоходы садитесь и покрепче держитесь.
Под музыку дети возвращаются в детский сад.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, раздеваемся и немного отдохнем. (Под музыку дети имитируют снятие одежды. Садятся на стульчики)
Ведущий: Понравилось наше путешествие?
- Ребята, если встретите ежика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой.
- А еж отправится дальше по своим делам. Послушайте стихотворение.
- В нем рассказывается про одного ежика, которого забрали из леса в дом. К счастью, все закончилось хорошо для этого ежика, и его отнесли обратно в лес.
Ребенок:
Если ежик не пьет молоко,
Значит, где-то в лесу далеко
Под кустами, в гнезде из листочков,
Есть у ежика сын или дочка.
Значит, надо ежика взять
И в лес отнести опять. (Ю.Щербаков)
Воспитатель: Ребята, вы сегодня узнали много интересного про колючего лесного жителя – ежа. День рождения – это День подарков!
- И сейчас мы пойдем в изо – студию, готовить подарки для нашего друга. (Под музыку дети уходят из зала)