Сценарий игры-путешествия для детей старшего дошкольного возраста "Полосатая указка, словно палочка из сказки…"

Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей.

Большую роль в решении этой задачи имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста. Ведь знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Одной из форм образовательного процесса, способствующей наиболее эффективному решению перечисленных задач является игра-путешествие

Игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания, является ведущей деятельностью дошкольника, в процессе которой происходят качественные изменения в психике и сознании ребенка, формируются те или иные качества личности, воспитывается отношение к окружающей действительности и социуму.

Увлекаясь игрой, дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы, водители, регулировщики. У детей очень хорошо развито воображение, поэтому использование игр и динамических пауз при изучении ПДД дает хороший результат.

Цель игры: воспитание грамотных и высококультурных участников дорожного движения.

Задачи:

  • приобретение теоретических знаний и формирование устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах поведения на улице;
  • формирование умений прогнозировать свое поведение как участника дорожного движения;
  • освоение детьми, с учетом их возрастных особенностей, наборов терминов и понятий, используемых в дорожном движении и способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах;
  • развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения;
  • пропаганда знаний безопасного поведения и участия в дорожном движении;
  • формирование культуры участника дорожного движения;
  • воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения.

Для реализации данного мероприятия необходима предварительная работа с детьми:

  • беседы по правилам дорожного движения;
  • чтение художественной литературы по теме;
  • наблюдение за движением машин и пешеходов;
  • дидактические игры по ПДД;
  • целевые прогулки к светофору, перекрестку и остановке;
  • рассматривание плакатов и иллюстраций по ПДД и т.д.

Планируемые результаты:

  1. дети научатся понимать роль ПДД в жизни человека, общества;
  2. получат первичные знания о ПДД и закрепят знания, получат опыт использования ПДД в повседневной жизни;
  3. научаться различать правильное и неправильное поведение на дороге, высказывать свое мнение, проявлять интерес к поставленной задаче, желание соблюдать ПДД.

Данное мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет и может быть заключительным или итоговым мероприятием проекта "Профессии связанные с организацией дорожного движения" по программе обучения детей ПДД.

Игровая форма проведения позволяет не только увлекательно и занимательно обучать, но и выявлять знания, умения, навыки детей по ПДД.

Оборудование:

  • предметы-заместители жезлов разных времен - белая трость 90 см., белый жезл 49 см, жезл красный с желтой ручкой 49 см, белые перчатки, сигнальные флажки желтого и красного цветов, фонарики с лампами разного цвета: зеленого и красного, современный полосатый жезл. (лежат на столе, до определенного момента накрыты тканью, чтобы предметов было не видно)
  • атрибуты для динамических пауз (накидки "транспорт", лошадки на палочках, вожжи, игровые рули, кукольные коляски, 4 флажка. (желтый, красный, синий и зеленый)
  • проектор, экран, ноутбук, видео ролик города с движением транспорта, слайд-шоу фотографий Санкт-Петербурга с изображением транспорта и регулировщиков в период с 1907 г. до нашего времени, видео ролик работы современного регулировщика и его жестов, фото памятника "Регулировщица".

Сценарий игры-путешествия

Основная часть

Пока ребята занимают места в музыкальном зале на экране видео города с движением транспорта. Слышны звуки города - движение машин, тормоза, звуки спец. автомобилей. Экран гаснет.

Воспитатель: Отгадайте загадку "Полосатая указка, словно палочка из сказки?" (Жезл регулировщика дорожного движения)
- Для чего он служит? (Регулировать движение там, где сломался или нет светофора)
- Движение кого? (Транспорта и пешеходов)

- А для чего? Можно же ехать или идти и без регулировщика. (Будут аварии, "пробки", могут пострадать люди)
Воспитатель снимает ткань со стола и дает детям возможность рассмотреть лежащие предметы.
Воспитатель: Что это за предметы? (ответы детей)

- Все ли эти предметы принадлежат регулировщику? Обоснуйте свой ответ.
Дети могут исключить какие-либо предметы, объяснив, почему. Может возникнуть спор.

Воспитатель: Чтобы не спорить и не ссорится, хочу сказать вам, что все эти предметы принадлежат регулировщикам, только в разные времена.
- И я вас приглашаю в игровое путешествие от самого первого жезла до современного. А поможет нам передвигаться во времени современная техника (компьютер, проектор). Поехали!

На экране 1907 год. Санкт-Петербург. Транспорт в основном гужевой, конный. Воспитатель. История жезла началась еще в начале ХХ века в царской России - "водители кобыл" и "самобеглых" колясок должны были издали видеть, что от них требуется. Градоначальник Санкт-Петербурга Даниил Драчевский издал распоряжение, согласно которому дорожные регулировщики получали специальную палку - деревянную трость белого цвета длиной 90 см, которую нужно было носить с собой в кожаном чехле.

Воспитатель берет со стола трость и демонстрирует ее детям. Подавать ей можно было только два знака: указывать на средство передвижения, которому нужно остановиться или поднимать трость вверх и делать ей вращательные движения. Последний знак означал, что замереть должны все без исключения участники дорожного движения.

Динамическая пауза "Сто лет назад"

Часть детей берут рули - это "самобеглые" коляски, часть превращаем в конный транспорт и его пассажиров, часть остаются пешеходами. Воспитатель берет трость еще раз напоминает, что нужно делать при различных положениях трости и начинается игра.

По окончании игры и пока дети возвращаются на свои места проводится оценка предмета- жезла с точки зрения нужности и удобства.
Нужный предмет - да! Регулирует движение транспорта и пешеходов. Удобство? Наверное, очень длинный! Для оценки ее размеров можно пригласить ребенка и сравнить по росту.

Воспитатель: Через несколько лет длина трости уменьшается до 49 сантиметров, но цвет остается белым. Воспитатель демонстрирует белый жезл.
Продолжаем путешествие. На экране 1920-е годы. Воспитатель демонстрирует красный жезл с желтой ручкой.

Прошло чуть больше десяти лет и цвет жезла - изменился. Для регулировщиков-постовых была разработана специальная инструкция, в которой объяснялось что такое жезл и как им пользоваться. В частности, регулировщику запрещалось делать лишние движения, он мог только опускать или поднимать жезл.

Динамическая пауза "Постовой"

Постовой стоит упрямый (дети шагают на месте)
Людям машет - Не ходи! (движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо (руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)

Посмотрите, улыбнулся (руки на пояс)
Приглашает нас идти (шагаем на месте)
Вы машины, не спешите (хлопки руками)
Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)

Воспитатель: Путешествие продолжается. На экране 1930-е годы. Белые перчатки.
- В 30-е жезлы решили отменить вообще. Вместо жезлов выдали белые перчатки, которые, должны были быть ничуть не менее заметными. Но задумка не прижилась.
- Вопрос: как вы думаете почему пришлось отказаться? (дети высказывают предположения)

- "Полосатые палочки" вернули в 1939 году. Вступил в действие документ, который предусматривал введение специального черно-белого полосатого жезла, при помощи которого проводилась регулировка на дорогах. Оказалось, что наше зрение устроено так, что именно черно-белый предмет на фоне разнообразия дневных красок скорее привлечет взгляд. А когда вокруг темно, все цветное становится серым, и единственное, что видно отчетливо - черно-белые предметы! Черно-белое зрение у человека гораздо острее цветного, видимо эта особенность перешла к нам от предков, выходящих ночами на охоту.

Воспитатель берет в руки флажки, фонарики. На экране военные кадры 1941-1942 годов, Ленинград. Блокада. Дорога жизни.
Воспитатель: Война внесла свои коррективы в работу регулировщиков. Во-первых, регулировщиками стали женщины, в основном молодые девушки, а во-вторых, на Дороге жизни днем, в качестве средств сигнализации, регулировщицы стали применять флажки. Были они двух цветов: желтого и красного.

Женщина-регулировщик во время войныЖенщина-регулировщик во время войны

Желтый флажок - в правой руке, красный - в левой. В темное время суток флажки заменялись фонариками с лампами разного цвета: зеленого и красного.

- Какие сигналы подавали водителям девушки-регулировщицы?
- Все они начинались с исходного положения: обе руки с флажками (или с фонариками) опущены вниз. Поднятый вверх желтый флажок при опущенном красном означал "Внимание". Этот сигнал применялся с целью привлечь внимание водителей в местах, опасных для движения, и обязывал снизить скорость.

Желтый флажок, поднятый на уровень груди согнутой в локте рукой, разрешал движение прямо и поворот направо транспорту, к которому регулировщица стояла боком.
Желтый флажок в вытянутой перед собой руке (при опущенном вниз красном флажке) разрешал беспрепятственный поворот налево, направо и движение прямо транспорту, к которому регулировщица обращена левым плечом.

Поднятый вверх красный флажок означал "Стой" - этот сигнал останавливал движение во всех направлениях. Стоит отметить, что все сигналы регулировщиков, касающиеся организации и направления движения, водители должны были исполнять немедленно и беспрекословно.

Динамическая пауза "Сигнальщики"

Вот флажки-четыре цвета - вам игра знакома эта.
Флаг я желтый подниму - всех похлопать попрошу.
Флаг зеленый подниму-всех потопать попрошу.
Синий-будем мы молчать.
Красный – все "Ура!" кричать.

Воспитатель: Давно закончилась война, погибло много воинов, защищавших нашу Родину, много девушек-регулировщиц не вернулись домой. В честь их подвига в нашем районе есть памятник Регулировщице. Памятный знак "Регулировщица" является частью мемориального комплекса "Дорога жизни, первый километр". На торжественном открытии мемориального комплекса присутствовало множество гостей, среди которых была Вера Ивановна Рогова, ветеран Великой Отечественной войны, одна из тех самых блокадных регулировщиц.

Именно она стала прототипом девушки, изображенной на памятном знаке. Поэт Анатолий Владимирович Молчанов, блокадник, почетный гражданин Всеволожского района Ленинградской области, так описал этот памятник в своем стихотворении:

Девчонка в ушанке спокойно и строго
На каменной стеле флажок подняла.
Отсюда в бессмертье уходит Дорога,
Что жизнь Ленинграду в блокаду спасла…

Фото памятника на экране. Воспитатель предлагает почтить память минутой молчания.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. (На экране современные кадры, в руках у воспитателя современный жезл)
- В 1960 годах, когда ваши бабушки были такими как вы или чуть старше, жезлы опять решили отменить. Но, через несколько лет жезлы вернули регулировщикам и до настоящего времени они продолжают свою работу.

Цвет жезл больше не менял, а вот его внешний вид не раз пытались модернизировать, вставляя в него фонарик, свисток, ножик, компостер для пробивания дырок в правах и даже шокер. Все эти эксперименты не прижились.

Современный жезл регулировщикаСовременный жезл регулировщика

- Давайте посмотрим на работу современного регулировщика с жезлом. (На экране слайд-шоу фотографий современного регулировщика и его жестов)

Игра "На работу в детский сад"

Часть детей-водителей берут рули, вторая часть надевает накидки - транспорт, часть остаются пешеходами, девочки могут взять кукольные коляски. Воспитатель – регулировщик дорожного движения, в руках современный жезл.

Аварии предотвращает и наши жизни сохраняет.
А если светофор сломался, затор с движением попался.
Регулировщик нам поможет и жезлом нам маршрут проложит.
Своеобразный знак подаст, проехать всем машинам даст.

Инструктаж: напоминание о действиях водителей и пешеходов при различных положениях жезла и начинается игра. Отработка действий в случае сложной дорожной ситуации или если отключился светофор и на перекрестке работает регулировщик дорожного движения.

Заключение

По окончанию игры воспитатель напоминает загадку, с которой началось путешествие: "Полосатая указка, словно палочка из сказки…"
- А ведь и правда, мы словно в сказке совершили путешествие во времени.
- Узнали, что жезл – это - важный предмет в работе регулировщика движения, а профессия регулировщик очень важная, нужная и даже героическая.

Размер:
33.53 Kb
Скачали:
12