Развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста

Россия издавна славилась своими хоровыми традициями. Несколько десятилетий назад жизнь младенца с самого раннего детства сопровождалась песней.

Сначала это были пестушки, детские стишки, колыбельные, которые пели ему мама и бабушка. Но со временем образ жизни людей изменился, и в результате цепочка передачи песенного наследия народа прервалась.

В современном мире отношение к культурным традициям прошлого совершенно иное. "Все начинается с детства". Мы все знаем эти слова В.А. Сухомлинского. Начиная с детского сада, необходимо развивать ребенка эмоционально.

Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения часто недоступны, а хоровое пение всегда вызывает у детей положительные эмоции.

Особенности детского голоса

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса.

Пение - это психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем дыхания, кровообращения

Поэтому важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, когда поет. Именно непринужденность является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.

Детский голос сильно отличается от голоса взрослых. У дошкольников он еще не сформирован и слаб. Только к 7 годам формируется голосовой аппарат ребенка в целом. В школьном возрасте он еще больше развивается и укрепляется. Звук детского голоса отличается, "серебристостью", головным звучанием и ограниченностью силы звука.

У детей небольшой вокальный диапазон, что обусловлено возрастными особенностями. Распространенными проблемами при пении дошкольников являются неточная интонация, громкий стиль пения, открытый, так называемый "белый" звук и невнятная дикция.

Работа по приобретению детьми вокально-хоровых навыков проходит с помощью вокальных упражнений, которые должны присутствовать на каждом музыкальном занятии

И.В. Гете говорил, что "... искусству пения, как и всякому другому искусству, должно предшествовать известное механическое умение".

Певческая установка

Часто дети забывают о правильной осанке при пении. Напомнить детям о правильном положении тела можно стихотворением "Спина-тростинка":
Мы проверим спинку,
Спиночку-тростинку.
Вот она какая -
Спиночка прямая!

Для детей является определенной трудностью сохранение правильной певческой установки в течение длительного времени. Поэтому необходимо дать им возможность сменить позу. В этом помогают динамические паузы.

Упражнение "Ветер"

Раз-два-три-четыре-пять!
Будем с ветром мы играть.
Ветер с листьями играет,
Ветер веточки качает,

Клонит иву вниз к ручью,
Гонит к берегу волну.
Только дуб стоит могучий,

Тянет веточки он к туче.
Ветра не боится он,
Не согнуть у дуба ствол.

Упражнение "Медведь"

Сел медведь на бревнышко,
Посмотрел на солнышко,
Покачался, потянулся,
Вправо, влево повернулся

Сел красиво, улыбнулся.
И сказал: "Хоть я медведь,
Но хочу красиво петь!"

Упражнения для дыхания

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох. Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.

"Котенок и шар"
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал.
Подошел и лапой - топ!
Ну а шарик сразу - хлоп.
Ф-ф-ф...

"Воздушный шар"
Надуваем дети шарик,
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел –
Ш-ш-ш...
Стал он тонкий и худой.

Мы надули шар воздушный,
Вот такой большой-большой,
Отпустили его в небо,
Помахали вслед рукой.

Полетел воздушный шарик
Прямо в небо к облакам,
Но за сук он зацепился,
Лопнул, хлопнул - Бам!
Ш-ш-ш...

Произношение текста активным шепотом способствует активизации дыхательных мышц и учит ощущению опоры звука на дыхание. Произнесение предложений разной продолжительности помогает увеличить объем дыхания. В данных упражнениях каждое предложение проговаривается на одном дыхании.

"Едем в гости"
Едем в гости.
Едем в гости к бабушке.
Мы едем в гости к бабушке.
Мы все вместе едем в гости к бабушке.

Мы все вместе едем в гости к бабушке Загадушке.
Мы все вместе едем в гости на тележке к бабушке Загадушке.
Мы все вместе едем в гости на лошадке, на тележке к бабушке Загадушке.

"Колосья"
Ветер качает колосья.
Ветер качает золотистые колосья.
Ветер тихо качает золотистые колосья.
Легкий ветер тихо качает золотистые колосья.
Легкий ветер тихо качает золотистые колосья пшеницы.

Упражнения на развитие речевого (певческого) диапазона

1. Покричать, как чайки; повыть, как вьюга.

2. Игра "А-у!"

3. "От шепота до крика"

  • Раз, два – шепот;
  • три, четыре - тихий голос;
  • пять, шесть – средний голос;
  • семь, восемь – громкий голос;
  • девять – очень громко;
  • десять – крикнуть.

Формирование звука

Для правильного образования гласных хорошо использовать распевки, исполняемые на 2-3 звуках, например: "Колокольчик", "Гуси", "Курица".

Работа над интонацией

  1. Пение без аккомпанемента.
  2. Пение в сопровождении металлофона. Этот инструменты имеют звонкий звук и побуждают ребенка петь в высоком положении звонким голосом.
  3. Пение с солистами.

Необходимо помнить, что перед любым вокальным упражнением надо сделать настройку – дать основной тон или сыграть гармоническую последовательность: T-D-T, T-S-D-T. Это позволяет музыкальному руководителю активизировать у детей слуховое внимание и настроиться на определенную тональность.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

Научить ребенка любить песню с самого раннего детства, чтобы пение стало естественной потребностью, а не вынужденной обязанностью – задача педагога.

 Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!