Роль профессиональных объединений педагогов в современном дошкольном учреждении

Процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике требуют активизации работы с кадрами, побуждают к поиску новых подходов, форм и методов, мотивирующих развитие креативных способностей педагогов, их профессионального развития.

Методическая помощь должна быть ориентирована на раскрытие творческого потенциала каждого педагога, педагогического коллектива в целом.

Практика показала, что одним из важных путей, способным существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства – являются объединения педагогов в различные сообщества, творческие, проблемные группы

Мы разделяем взгляд М.М. Поташника, А.М. Моисеева, Т.Г. Калугиной и других на профессиональное объединение педагогов как на самопроизвольно возникшую или целенаправленно созданную группу педагогов, членов администрации образовательного учреждения, определенным образом оформленную или неоформленную, призванную решать те или иные задачи образовательного учреждения и самих членов объединения.

Такие профессиональные объединения организуются для реализации и развития творческой активности педагогов; совершенствования воспитательно-образовательного процесса и позволяют направлять усилия коллектива дошкольного учреждения на повышение качества образования, создание условий для организации информационного пространства с целью обмена педагогическим опытом.

Управление педагогическими объединениями реализуется по следующим направлениям:

  • определение общих затруднений;
  • формирование проблемного поля группы;
  • актуализация коллективного опыта;
  • создание условий;
  • формирование мотивации к постоянному взаимоанализу;
  • помощь в обосновании опыта;
  • коллективное обсуждение достигнутых результатов;
  • применение имеющегося опыта в новых ситуациях.

При оценке эффективности работы педагогических объединений используются следующие критерии:

эффективность для ребенка:

  • положительная динамика качества образования;
  • отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку.

эффективность для педагога:

  • положительный психологический климат в коллективе;
  • повышение квалификации и образовательного уровня педагогов;
  • повышение активности педагогов, заинтересованности, удовлетворенности.

эффективность для родителей:

  • положительная оценка деятельности ДОУ;
  • готовность и желание родителей помогать детскому саду.

В нашем детском саду педагогические объединения делятся на постоянно действующие (в течение года или ряда лет) и временные. Они создаются по инициативе администрации детского сада или педагогов.

Постоянное творческое объединение педагогов – это добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для эффективной работы с детьми. Временное – добровольное профессиональное объединение педагогов, созданное для решения конкретной кратковременной творческой проблемы.

В творческую группу объединяются, как правило, несколько педагогов на основе взаимной симпатии, психологической совместимости. Главное, - всех их объединяет стремление глубоко вникнуть в проблему, найти общее правильное решение – ведь каждый понимает, что совместное творческое освоение идет быстрее. Руководителями назначены творчески работающие педагоги, которые ведут за собой, решают организационные вопросы. Таким образом, произошло делегирование полномочий на основе доверия со стороны администрации. Это в свою очередь послужило стимулом к повышению статуса сотрудников.

Каждый член творческой группы сначала самостоятельно изучает опыт, затем все обмениваются мнениями, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого, и чтобы содержание работы было полезно, интересно. Именно это побуждает педагогов искать новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, помогает сделать их более целенаправленными и продуктивными.

В творческой группе общение неформальное, главное внимание уделяется поисковой деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив. Каждое объединение педагогов работает над определенным новшеством, при этом педагоги могут входить в несколько объединений одновременно.

В рамках работы каждого объединения проходят заседания в различных формах: теоретические, практические. Теоретические заседания проводятся на начальном этапе и в том случае, если в периодических изданиях появляется материал по данному направлению. Практические заседания проводятся не менее двух раз в год, с целью разработки практического материала.

Логическим завершением работы творческих групп являются творческие отчеты воспитателей, которые делятся своим опытом, говорят о проблемах, возникающих в практике работы, так же участие в конкурсах, форумах, конференциях различного уровня.

Активные формы работы педагогических объедений:

  1. игровые формы: ролевые игры, деловые игры;
  2. поисково-творческие задания: проекты игр, занятий, решение педагогических задач;
  3. социологические опросы: анкетирование, блиц-опрос;
  4. организация открытых занятий и режимных моментов;
  5. конкурсы профессионального мастерства;
  6. коллективно-творческая деятельность,
  7. семинары-практикумы, практикумы, круглые столы, мастер-классы и др.

Мы придерживаемся общепризнанных требований к работе профессиональных объединений: научность, системность, единство теории и практики, целеустремленность, планомерность, творческий характер, конкретность, оперативность, гибкость, мобильность, дифференцированный подход к педагогам.

В соответствии с разной направленностью интересов, уровнем образования, стажем работы в нашем ДОУ сформированы следующие виды педагогических объединений:

  • "Школа педагогического мастерства";
  • "Педагогическая гостиная молодого воспитателя" (функционирует при наличии в ДОУ молодых специалистов);
  • Педагогическая мастерская;
  • Проблемные группы (объединяют педагогов с целью решения конкретной проблемы);
  • Творческие группы (объединяют общей целью – созданием нового педагогического продукта).
  • Творческая лаборатория.

"Школа педагогического мастерства" осуществляет свою деятельность на протяжении ряда лет и работает над единой методической темой "Конструктивное взаимодействие детского сада и семьи". Разработана и реализуется программа педагогического сопровождения семьи "Детский сад – семья".

В рамках данной программы педагоги организуют клубы по интересам для родителей "На пороге школы", "Первые шаги", "Здоровая семья", которые являются инновационной формой развития родительского и педагогического сообщества. Главным условием является сотрудничество, а средством - активное общение.

"Педагогическая мастерская" - это средство передачи педагогом-мастером концептуальной и практической сторон своей педагогической системы. Так в рамках работы педагогической мастерской осуществляется подготовка к ежегодной детской познавательной конференции "Мир почемучек" и глубокое изучение метода проектов.

Умение пользоваться проектным методом - это показатель высокой квалификации педагога, овладения им прогрессивной методики обучения и развития. Содержание проектной деятельности обогащает воспитательно-образовательный процесс. Проекты реализуются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практической значимой деятельности.

Наибольшую трудность испытывают молодые педагоги. Если не поддержать их, то они чувствуют себя брошенными на произвол судьбы, у них возникает нерешительность, волнение. Такой педагог не способен ни на творчество, ни на инновационную деятельность. Чтобы подобного не произошло, в нашем детском саду организована "Педагогическая гостиная молодого воспитателя", где раз в месяц проходят встречи и оказывается методическая и психолого-педагогическая помощь. Данная форма профессионального объединения представлена у нас в двух вариантах: объединение педагогов и индивидуальное наставничество.

Проблемная группа "Мастерская успеха". Состав группы: заведующий, старший воспитатель и педагог-психолог. Основная цель – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени и людских ресурсов для достижения оптимального результата в реализации управленческого проекта "Управление инновационными процессами в ДОУ".

В нашем детском саду действуют творческие и проблемные группы: "Здоровей-ка", "Поиск",, "Флешка", "Художники с пеленок", "Юный патриот", "Развитие", "Тропинка в школу", "Речецветик" и творческая лаборатория "Сайт".

За время существования педагогических объединений в детском саду достигнуты определенные успехи:

  • осуществляется эффективный обмен передовым опытом в педагогическом коллективе;
  • повышается квалификация педагогов;
  • преодолеваются затруднения педагогов в различных областях развития, воспитания, обучения дошкольников, организации образовательного процесса;
  • оказывается практическая педагогическая и психологическая помощь молодым педагогам;
  • предоставляется педагогу возможность для самореализации и развития творческого потенциала.

В заключении, хочется еще раз сказать о том, что создание таких объединений объективно обусловлено, вызвано закономерностями и взаимосвязями развивающейся образовательной системы детского сада.

Метки к статье: детский сад, обмен опытом