Бинарные занятия в рамках преемственности школы и детского сада как способ повышения эффективности образовательного процесса

За последние годы в российской системе образования произошли кардинальные изменения.

Процесс модернизации обучения требует от педагога применять современные инновационные педагогические технологии, способствующие заинтересованности обучающихся и повышению качества образования.

Период перехода от дошкольного детства к школьному считается одним из сложных, при этом важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста. Необходимо формировать социальные умения и навыки будущего школьника для благополучной адаптации к школе и стремиться к организации единого развивающего пространства дошкольного и начального образования.

Муниципальные образовательные учреждения г. Майкопа "Детский сад № 55 "Дельфиненок" и СШ № 3 объединяет совместная деятельность по организации преемственности - перехода от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий воспитания и образования.

Мы считаем, что основные задачи сотрудничества ДОУ и школы - это создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей; установление единства стремлений, взглядов на воспитательный процесс и путей достижения намеченных результатов; доброжелательного делового контакта между педагогами.

На современном этапе готовность к школьному обучению определяется не только уровнем интеллектуального развития выпускника ДОУ, но и достаточным развитием познавательных процессов: памяти, внимания, умением дифференцировать и обобщать предметы, осознанием способов выполнения действий, овладением навыками самооценки и самоконтроля. Чтобы сделать переход детей в школу более комфортным, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знать формы и методы работы в дошкольных учреждениях.

С целью повышения эффективности образовательного процесса мы решили объединить педагогическую деятельность воспитателя и учителя начальной школы. Для этого мы выбрали нетрадиционную форму воспитательно-образовательной деятельности - бинарные занятия, позволяющие реализовать межпредметные связи и интегрировать образовательные области. Основная цель бинарного занятия – систематизация и обобщение имеющихся знаний, формирование целостного восприятия изучаемого материала.

Бинарное занятие объединяет деятельность двух или более педагогов. При подготовке к бинарному занятию педагоги совместно разрабатывают формы и методы работы, как свои, так и обучающихся, но проводит каждый педагог свою часть учебного занятия автономно.

Бинарное занятие в детском садуБинарное занятие в детском саду

Первым опытом бинарных занятий стало проведение воспитателями бесед, динамических пауз, пальчиковой гимнастики на уроках в первых классах МБОУ СШ № 3 в рамках Дня открытых дверей для воспитателей детских садов и реализации Региональной инновационной площадки в 2018-2019 учебном году по теме "Программа развития общеобразовательной организации как фактор успешной реализации основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО". Воспитатели МБДОУ № 55 участвовали в проведении уроков по математике на тему "Сравнение групп предметов.

Пространственные и временные представления", по литературному чтению на тему "Звук о. Буквы Оо", по адыгейской литературе на тему "Н. Куек. Как красива наша земля!" Первоклассники, большинство из которых выпускники МБДОУ № 55, были рады увидеть и позаниматься со своими бывшими воспитателями.

Для участия в проведении бинарных занятий в ДОУ мы пригласили учителей четвертых классов, которые в следующем учебном году будут набирать первые классы в основном из наших выпускников. На интегрированном занятии в ДОУ на тему "Золотая осень" беседу об осени и осенних признаках, рассматривание картины И. Левитана "Золотая осень" провел учитель, а нетрадиционное рисование с помощью отпечатков осенних листьев – воспитатель; на интегрированном занятии по ознакомлению с социальным и природным окружением беседу о труде взрослых осенью в саду, огороде и коллективную аппликацию провел воспитатель, а учитель рассказал о пользе витаминов, содержащихся в овощах и фруктах, провел динамическую паузу.

Бинарное занятие в логопедической подготовительной к школе группе на тему "Овощи" с закреплением гласных звуков "а", "о", "у" совместно провели воспитатель и школьный учитель-логопед. Вся образовательная деятельность проводилась в игровой форме с обязательным появлением сказочных персонажей.

Мы считаем, что эти занятия способствуют повышению квалификации и профессиональной направленности педагогов. Объединенные усилия двух педагогов позволяют на высоком уровне реализовать образовательную деятельность, т.к. достоинства учителя дополняются достоинствами воспитателя; повышается процесс управления познавательной и практической деятельностью (особенно в условиях большой наполняемости группы).

Бинарные занятия предоставляют уникальные возможности для всех участников образовательного процесса:

  • для учителей – возможность познакомиться со своими будущими учениками, заранее узнать уровень подготовленности их к школе. Бинарные занятия позволяют предупредить дезадаптацию к школе у будущих первоклассников, определить учителю детей группы "риска": гиперактивных детей, детей с синдромом дефицита внимания, леворуких детей;
  • для воспитателей - возможность включать в образовательный процесс специальные учебные задания, постепенно усложняя их, и тем самым формировать у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Такие занятия предшествуют уроку в школе;
  • для детей – возможность знакомства с учителем придает уверенности в собственных силах в адаптационный период в школе. Повышается мотивация и заинтересованность детей, внимание поддерживается на высоком уровне в течение всего занятия, т. к. форма проведения занятия увлекательна и нестандартна, а подход к изучению учебного материала нетрадиционен. Изложение материала двумя педагогами разными способами и разное формулирование вопросов снимает "рефлекс одного вопроса - одного ответа" (ребенок отвечает лишь тому человеку, к которому привык, и на привычно сформулированные вопросы). Это увеличивает эффективность коррекции общения;
  • для родителей – возможность сформировать систему знаний по подготовке детей к обучению в школе. Данная форма проведения образовательной деятельности способствует заинтересованности родителей и привлечению их к участию в образовательном процессе ДОУ. Таким образом, выигрывают от этого все, особенно дети.

Проведение бинарных занятий требует большой подготовки, но как сказал В. А. Сухомлинский: "Педагог готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед детьми искорку знаний, педагогу надо впитать море света, ни на минуту, не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости".

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад