За последние годы в российской системе образования произошли кардинальные изменения.
Процесс модернизации обучения требует от педагога применять современные инновационные педагогические технологии, способствующие заинтересованности обучающихся и повышению качества образования.
Период перехода от дошкольного детства к школьному считается одним из сложных, при этом важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста. Необходимо формировать социальные умения и навыки будущего школьника для благополучной адаптации к школе и стремиться к организации единого развивающего пространства дошкольного и начального образования.
Муниципальные образовательные учреждения г. Майкопа "Детский сад № 55 "Дельфиненок" и СШ № 3 объединяет совместная деятельность по организации преемственности - перехода от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий воспитания и образования.
Мы считаем, что основные задачи сотрудничества ДОУ и школы - это создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей; установление единства стремлений, взглядов на воспитательный процесс и путей достижения намеченных результатов; доброжелательного делового контакта между педагогами.
На современном этапе готовность к школьному обучению определяется не только уровнем интеллектуального развития выпускника ДОУ, но и достаточным развитием познавательных процессов: памяти, внимания, умением дифференцировать и обобщать предметы, осознанием способов выполнения действий, овладением навыками самооценки и самоконтроля. Чтобы сделать переход детей в школу более комфортным, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знать формы и методы работы в дошкольных учреждениях.
С целью повышения эффективности образовательного процесса мы решили объединить педагогическую деятельность воспитателя и учителя начальной школы. Для этого мы выбрали нетрадиционную форму воспитательно-образовательной деятельности - бинарные занятия, позволяющие реализовать межпредметные связи и интегрировать образовательные области. Основная цель бинарного занятия – систематизация и обобщение имеющихся знаний, формирование целостного восприятия изучаемого материала.
Бинарное занятие объединяет деятельность двух или более педагогов. При подготовке к бинарному занятию педагоги совместно разрабатывают формы и методы работы, как свои, так и обучающихся, но проводит каждый педагог свою часть учебного занятия автономно.
Первым опытом бинарных занятий стало проведение воспитателями бесед, динамических пауз, пальчиковой гимнастики на уроках в первых классах МБОУ СШ № 3 в рамках Дня открытых дверей для воспитателей детских садов и реализации Региональной инновационной площадки в 2018-2019 учебном году по теме "Программа развития общеобразовательной организации как фактор успешной реализации основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО". Воспитатели МБДОУ № 55 участвовали в проведении уроков по математике на тему "Сравнение групп предметов.
Пространственные и временные представления", по литературному чтению на тему "Звук о. Буквы Оо", по адыгейской литературе на тему "Н. Куек. Как красива наша земля!" Первоклассники, большинство из которых выпускники МБДОУ № 55, были рады увидеть и позаниматься со своими бывшими воспитателями.
Для участия в проведении бинарных занятий в ДОУ мы пригласили учителей четвертых классов, которые в следующем учебном году будут набирать первые классы в основном из наших выпускников. На интегрированном занятии в ДОУ на тему "Золотая осень" беседу об осени и осенних признаках, рассматривание картины И. Левитана "Золотая осень" провел учитель, а нетрадиционное рисование с помощью отпечатков осенних листьев – воспитатель; на интегрированном занятии по ознакомлению с социальным и природным окружением беседу о труде взрослых осенью в саду, огороде и коллективную аппликацию провел воспитатель, а учитель рассказал о пользе витаминов, содержащихся в овощах и фруктах, провел динамическую паузу.
Бинарное занятие в логопедической подготовительной к школе группе на тему "Овощи" с закреплением гласных звуков "а", "о", "у" совместно провели воспитатель и школьный учитель-логопед. Вся образовательная деятельность проводилась в игровой форме с обязательным появлением сказочных персонажей.
Мы считаем, что эти занятия способствуют повышению квалификации и профессиональной направленности педагогов. Объединенные усилия двух педагогов позволяют на высоком уровне реализовать образовательную деятельность, т.к. достоинства учителя дополняются достоинствами воспитателя; повышается процесс управления познавательной и практической деятельностью (особенно в условиях большой наполняемости группы).
Бинарные занятия предоставляют уникальные возможности для всех участников образовательного процесса:
Проведение бинарных занятий требует большой подготовки, но как сказал В. А. Сухомлинский: "Педагог готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед детьми искорку знаний, педагогу надо впитать море света, ни на минуту, не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости".