Аннотация
В статье раскрывается опыт работы педагога с детьми раннего возраста. Определена роль музыкально-игрового материала для развития и воспитания детей раннего возраста.
Ключевые слова: педагоги групп раннего возраста, музыкально игровые досуги, эмоциональная сфера, игровые умения, первоначальные навыки художественной зоркости, мировосприятие, поисковая деятельность.
В процессе воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях с детьми разных возрастных групп проводятся вечера развлечений. Они являются яркими моментами в жизни детского сада: радуют, обогащают новыми впечатлениями, содействуют организации дружного коллектива, а такие позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуальность.
Вечера развлечений проводятся в самых разнообразных формах: концерты, театры различных видов, вечера игр, спортивные аттракционы и т.д.
Одна из форм работы с детьми раннего возраста – музыкально-игровые досуги, целью которых является не только обогащение малышей радостными впечатлениями, но и формирование первоначальных навыков художественной зоркости, мировосприятия, развития игровых умений.
Общеизвестно, что ребенок раннего возраста познает мир на эмоционально чувствительной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что "лежит" на поверхности и доступно его пониманию. Однако нам , педагогам, необходимо учитывать, что первые знания детей в раннем возрасте становятся стержневыми в познании окружающего мира и способствуют обогащению их опыта.
Основным принципом при этом является принцип интеграции детской художественной деятельности: музыкальной, речевой, изобразительной, игровой. А основным методом является метод активного восприятия, позволяющий детям накапливать впечатления от произведений искусства, фольклора, окружающего мира.
Основа развлечений для детей 2-3 лет - это игра. Педагоги подбирают и обыгрывают сюжет, доступный пониманию малышей. Это дает возможность детям принять участие в действиях
Музыкально-игровые досуги могут представлять собой небольшие сказки, инсценировки, в сюжет которых включены знакомые песенки, танцы, игры. Интересный замысел активизирует участие малышей в досугах. Ребята с большой радостью подпевают героям, танцуют для них. При этом педагог использует "вовлекающий" показ.
При проведении досугов, развлечений для маленьких дошколят следует обращать внимание на подбор музыкального репертуара: использовать фрагменты из произведений композиторов классиков, народную музыку, современные ритмы. Игры и танцы с песенным сопровождением подсказывают детям, какие движение нужно выполнять. Словесная подсказка педагога необходима для конкретизации и расширения словесного запаса.
Значительное место в проведении музыкально-игровых досугов отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, играм. Они открываю целую "галерею" привлекательных образов птиц, животных, предметов быта, явлений природы. Важно соблюдать и принципы сезонного проживания времени, что позволяет детям раннего возраста научиться ощущать движение времени.
Один из наиболее успешных приемов при этом это действенное участие. Форма его такова: привлечь малыша к поисковой деятельности, подсказать, помочь что то придумать самостоятельно. Ребенок представляет и доигрывает действия "за кадром", фантазируя конечный результат увиденного. Например, может представить, что лиса не съела колобка, потому что он горячий или можно спрятать колобка за кустик и др.
Такие первоначальные, творческие проявления малыша, педагог конечно должен поощрять, пробуждать его фантазию и воображение. Происходит развитие понимания речи в направлении от понимания общего смысла происходящего к отдельным словам и предложениям, что является предпосылкой освоения языковых средств и появлением личностной активности.
Приемы наглядности по-прежнему необходимы при проведении развлечений для маленьких дошколят, так как они обогащают детей эмоционально и художественно. Каждое развлечение должно быть структурно выражено, иметь логику преподнесения материала. Успешность в выборе методов и приемов будет зависеть от профессиональной компетенции педагога, его умений и творческой одаренности.
Для достижения наилучших результатов развития детей раннего возраста в детском саду проводятся развлечения совместно с родителями, включающие игры-забавы, творчески задания, мини-спектакли
Основными факторами взаимодействия детей, педагогов, родителей является позитивное отношение ко всем малышам, демонстрация конструктивных способов поведения и информационная поддержка родителей.
Важно то, что родители включаются в совместную деятельность помогая своим детям действовать вместе с ними - с одной стороны, с другой - папы и мамы получают новый опыт общения со своим ребенком, сами открывают в них индивидуальность, способности и возможности.