Проблема духовности в нашем обществе стоит очень остро, и мы постоянно ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в детстве. Общество нуждается в активных творческих людях.
Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не в игрушках и компьютерах? Как заставить душу трудиться? Как сделать творческую деятельность потребностью, а искусство – естественной, необходимой частью жизни?
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство. И важная задача дошкольного учреждения - создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности.
Детское творчество - это одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других
Важно не пропустить этот период в жизни ребенка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится развитию творческих способностей, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Именно в детском саду происходит первое знакомство детей с музыкально–игровым и танцевальным творчеством, их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности.
Цель: формирование творческой личности дошкольника, развитие природных задатков, творческих способностей на основе музыкально – игрового творчества.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
Ведущим видом деятельности в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста является игра. Она эмоциональна в силу особенностей содержания музыкального искусства, она побуждает к спонтанному творческому поведению, что усиливает возможности развития мышления, воображения детей, музыкальных и творческих способностей.
В музыкальных играх дети не только постигают особенности языка музыки: различают выразительные интонации, форму, смену настроений в произведении и отдельных его частях, фразах, учатся выделять жанровые признаки музыки, изобразительные моменты, но и приобретают исполнительские и творческие умения и навыки. В музыкально-игровой деятельности ребенок может свободно выражать свои эмоции, интересы, желания, в ней происходит творческая переработка пережитых ребенком впечатлений, их комбинирование, на основе чего возникает новый продукт, новая идея, новый образ.
Приобщая детей к творческой деятельности, формирую у них потребность самим создавать различные танцевальные и игровые миниатюры, этюды, мини-спектакли, интересные аранжировки песен. В результате этого у детей рождаются и развиваются такие важные качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности.
Музыкально-игровое творчество - это умение находить способы воплощения музыкально-игрового образа как самостоятельно, так и при помощи взрослых
Опыт работы показал, что участие детей в творческой деятельности позволил им преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно повлияло на обогащение словаря детей, на развитие речевых и творческих способностей детей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, они чувствуют себя свободнее, раскованнее.
Работу по развитию творчества дошкольников провожу в рамках музыкальных занятий и индивидуально. Индивидуальная работа необходима с одаренными детьми; солистами, с детьми, не усвоившими пройденный материал.
На начальном этапе детям очень сложно установить контакт друг с другом, поэтому я использую танцы и игры на развитие коммуникативных способностей: "Найди себе пару", "Чей кружок быстрее соберется" и др. Эти игры способствуют развитию произвольного внимания, умению ориентироваться в пространстве, развитию индивидуальности и раскрепощению детей.
Игровым творчеством занимаемся во всех видах музыкальной деятельности. Во время пения дети ищут выразительные движения, стараясь жестами и мимикой передать вокальный образ:
После слушания музыкальных произведений, побуждаю к поискам выразительных движений для передачи характерных особенностей животных, птиц и зверей, выраженных в музыке:
В развитии выразительности движений большое внимание уделяю работе над образом, побуждаю проявлять оригинальность и самостоятельность в творчестве: "Погладим кошечку", "Медведи", "Змейка", "Свободная пляска", "Танцуй как я", "Великаны и гномы", с этой же целью использую инсценировки игр и хороводов, таких как "Хороводная – огородная", "Как на тоненький ледок", "Плетень", "Сапожники и клиенты", "Передача платочка" муз. Т. Ломовой и др.
Совершенствуя движения и пластику танцевальных и игровых движений, отмечаю, кому из детей требуется помощь, стараюсь подбодрить, направить и похвалить.
Искусство танца - великолепное средство воспитания и развития маленького человека, которое является синтезом эстетического и физического развития детей. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым.
Творческие задания в танцах начинаю с простых импровизаций, различных переплясов и двигательных игр для детей. Опыт показывает, что лучше использовать пьесы, написанные в двухчастной форме. Предлагаю детям и более сложные задания: часть танца придумываю я, вторую часть – дети. "Главное – всегда очень внимательно слушать музыку, она обязательно подскажет, какое движение выбрать: меняется мелодия – меняется движение, повторяется звучание – можно повторить и движение".
Важно запомнить, что двигательная импровизация возможна только на основе свободного владения своим телом, т.е. тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают внимания на технику их исполнения.
Придумываем с детьми танцевальные групповые и индивидуальные этюды и миниатюры. В групповых этюдах более свободно себя чувствуют малоактивные и застенчивые дети. Работа в группе помогает им исправить ошибки, почувствовать себя увереннее.
Групповые этюды такие как:
В индивидуальном этюде ребенок выполняет игровые действия самостоятельно, без показа педагога. Он сам находит соответствующие движения, помогающие эмоционально передать игровой образ сюжета. Индивидуально-творческий этюд позволяет увидеть степень развития ребенка, его творческие способности, избежать заимствований.
Индивидуальные этюды:
Показателем правильности такой системы в работе с дошкольниками считаю, доминирование эмоций радости, интереса и увлеченности к фантазированию, способности быть самим собой, преобладание образного восприятия мира, способности воплощать свои замыслы непосредственно в творчестве.
Для более глубокого восприятия музыки и развития творческого воображения детей, использую дополнительные атрибуты: листья, снежинки, легкие цветные и однотонные шарфики, ленты, цветы из гофрированной бумаги, султанчики, бабочки. Различные шапочки, колпачки, игрушки, костюмы и т.д. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции. ("Вальс осенних листьев", "Снежная карусель", Хор рук "Бабочки и цветы" и др.)
Результат развития творческих способностей дети показывают на различных праздниках: танец с осенними листьями "Осенины", вальс снежных хлопьев, танец снежинок и этюд "Заколдованный лес", "Здравствуй елка", миниатюра "Подснежник", "Пришла весна", этюд "Бабочки и цветы", "Праздник цветов" и др, досугах и встречах с родителями: "Коляда", "Веселая Масленица", "Как у наших у ворот", "К нам гости пришли".
Опытом своей работы по теме "Развитие танцевально-игрового творчества детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности", делюсь с коллегами: провожу открытые просмотры НОД, различные досуговые мероприятия, выступаю на семинарах, принимаю участие в педсоветах, провожу мастер-классы, презентую свои материалы на сайтах в сети интернет.