Обобщение опыта работы "Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников"

Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство – это значимый отрезок в жизни каждого ребенка, в течение которого приобретается значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Обретая и совершенствуя физические навыки и умения, ребенок овладевает речью, мышлением, воображением и восприятием.

С точки зрения современной концепции обучения очень важным для подготовки детей к усвоению знаний является формирование логического мышления. Логическое мышление детей формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Исследования Н. Поддъякова доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5–6-летнего возраста.

В процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. В ходе занятий, специального обучения посредством различных игр важно формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию.

Тема обучения старших дошкольников игре в шашки в педагогике мало изучена. Однако, швейцарский психолог Жан Пиаже установил, что именно в возрасте 5-12 лет у детей происходит формирование механизма "мысль - слово", "мысль - действие". В связи с этим можно сделать вывод, что шашки являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями.

Игра в шашки – это не просто спорт, они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперед

Большая часть детей в дошкольном возрасте очень подвижны и активны, им сложно сосредоточить свое внимание. Благодаря играм в шашки дети учатся быть усидчивыми, терпеливыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.

Благодаря шашечным играм у ребенка расширяются границы познания действительности. Доказана тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. С этой точки зрения игра в шашки выступает в качестве эффективного средства развития мышления детей.

Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств. Игре в шашки рекомендуется обучать ребенка, достигшего 5-6 летнего возраста, так как именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается наглядно-образное мышление, что позволяет решать более сложные задачи.

В нашем детском саду давно нет проблемы - чем и как занять в вечернее время дошкольника 5-7 лет, чтобы это было ему интересно, приносило пользу и развивало его способности. Начиная с 2004 года, мы проводим с детьми старших и подготовительных групп шашечные турниры. Пять лет это были игры только внутри нашего дошкольного учреждения. Затем к нам стали постепенно присоединяться близлежащие ДОУ.

И вот уже с 2013 на базе нашего детского сада проводятся ежегодные кустовые конкурсы "Умные шашки", в которых участвуют воспитанники старшего дошкольного возраста семи дошкольных учреждений. В 2020 году досадные ограничительные меры по "ковиду" внесли свои поправки. Но и в данных стеснительных условиях мы решили не отступать от своих традиций.

А как же иначе? Дети готовились, и мы не могли лишить их возможности посоревноваться. Провели интеллектуально – игровой проект "Играем в шашки". В ходе этого проекта дети знакомились с историей шашек, художественной литературой на данную тематику. Воспитатели изготовили шашки из разных материалов.

Проведение турнира по шашкам в детском садуПроведение турнира по шашкам в детском саду

Шашечный турнир "Ум – хорошо, а два - лучше!" среди воспитанников старшего дошкольного возраста и их родителей прошел в 2020 году. Цели и задачи были поставлены следующие:

  1. Активизировать совместную работу педагогов, детей и родителей дошкольного образовательного учреждения по развитию интереса к интеллектуальным играм (шашкам).
  2. Развивать у детей память, мышление, способы умственной деятельности.
  3. Воспитывать у детей внимание, сообразительность, организованность и дисциплинированность.
  4. Содействовать эмоционально – позитивному сотрудничеству детей, родителей и педагогов.

Наши родители всегда были активными помощниками в подготовке юных талантливых, успешных шашистов. Каждый турнир зажигал новые звездочки. Неизменно наши "подготовишки" занимали призовые места. Были слезы радости и слезы поражений, но маленькие чемпионы учились преодолевать эмоциональное волнение, достигать поставленной цели. Вашему вниманию хочется показать фотографии из нашего архива.
И под конец совет тем родителям, у которых дети сидят в телефонах и компьютерах: свои семейные вечерние посиделки поменяйте на игру в шашки, это окажет хорошее влияние на сплоченность семьи, доверие друг к другу. Возможно, это станет хорошей домашней традицией.

Обучая ребенка игре в шашки, следует помнить два правила:

  • Не следует торопить маленького игрока, если он надолго задумался.
  • Не стоит ругать за непродуманные ходы.

Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Это игра, и наказания здесь неуместны. Умные, талантливые и сильные духом дети - это залог будущего процветания нашей страны. Играйте и вы со своими детьми, и будет вам счастье!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, обмен опытом