Дети под музыку входят в зал, рассаживаются. На сцену выходят две Шашки, Белая и Черная, они ведут между собой спор о том, кто лучше, кто красивее, а главное, кто сильнее и главнее.
- Я самая красивая! Посмотри, какой у меня белый наряд! Нет, я красивая! У меня шикарные черные волосы!
- Я с тобой совсем не согласна! Зато я умею быстро ходить! Ха, насмешила, я тоже умею быстро ходить! А еще, я очень сильная! Я могу срубить сразу трех противников одним ударом! Ой-ой-ой, трех?
- Одним? А я могу и четырех уложить! Я ничего не боюсь! Знаешь, какая я смелая? Я тоже смелая! Я даже не боюсь темноты! А я умная! Я до восьми считать умею! Ого, удивила! А я до 16-ти! Но, как ни крути, я все же самая главная, вот так-то, сестрица! Как это ты главная?! Как это главная! Почему ты так решила?! Я главнее! Нет, я! Нет, я!
Шашки обращают внимание на то, что в зале находятся дети, просят их рассудить, спрашивают совет, задают вопросы проблемного характера.
- Как же все-таки, ребята, мы сможем определить, кто из нас сильнее и главнее? (подвести к тому, что для определения сильнейшего необходимо сыграть в игру «Шашки»)
- А вы, ребята, вообще-то знаете, откуда мы родом? И сколько нам лет? А хотите узнать? Тогда смотрите и слушайте!
На экране появляется презентация «История возникновения шашек», которую герои в форме беседы по очереди комментируют.
Игра в шашки – очень древняя игра и по своей популярности уступает, пожалуй, только шахматам. Происхождение шашек имеет много версий. Согласно одной из версий, эту игру придумал греческий воин, которого звали Поломид. Придумал во время осады города Трои, чтобы солдаты войска не скучали, ведь осада города длилась целых 10 лет!
Игрой в шашки увлекались в Древнем Египте. Египтяне считали, что шашки изобрел бог мудрости Тот.
Росписи на стенах гробниц египетских фараонов рассказывают о том, что шашки существовали еще до нашей эры. Так, при раскопках гробницы фараона Тутанхамона были найдены две шашечные доски.
Как видите, в Древнем Египте шашечная доска состояла из 30 клеток, а вместо шашек использовали мелкие камни.
- Ну, что? Теперь вы знаете, откуда мы родом?
- Вы запомнили, как выглядели древние шашки? Из чего их делали люди?
- Кто играл в шашки?
- Для чего люди играли в шашки? Какую пользу приносила эта игра?
- Молодцы, ребята, вы очень внимательные и умные! Ой, а я вспомнила одну притчу, которую мне когда-то рассказала старая шашечная доска. Хотите услышать эту историю? (Инсценировка. Действие сопровождается музыкальным инструментом. Шашки надевают шапочки – ободки)
Притча об игре в шашки
Давным – давно жила овечка, которая очень любила играть в шашки. Однажды лев узнал об этом и говорит:
- Я самый сильный – я Царь зверей, я обязательно выиграю у нее.
И отправился к овечке.
- Я буду рада сыграть с тобой в шашки. Но, знаешь ли ты правила, умеешь ли играть в шашки? Надо много тренироваться, чтобы победить.
- Я царь зверей, я и так все знаю и умею, мне не нужно учиться!
- Хорошо, сказала овечка, тогда начнем игру.
Лев, передвигая шашки по доске, всем говорил, что он непременно выиграет. А овечка внимательно смотрела на доску и обдумывала каждый ход. Наконец, наступил момент, когда у льва на доске не осталось ни одной шашки.
- Как же так, почему я проиграл, я же самый сильный?!
- В шашки побеждает не сильнейший, а умнейший, - тихо ответила овечка.
- Надеюсь, ребята, вы тоже согласны с овечкой? Глупо было спорить, кто из вас сильнее и умнее. Интереснее меряться силами в игре!
- О! Я придумала игру! Давайте определим победителя – чистоговорителя! Я знаю одну скороговорку – чистоговорку, кто сможет повторить ее без запинки, тот и победитель!
А я тоже знаю одну игру! И называется она «Повторялки». Дети, выходите! (Танец по показу. Шашки показывают движения, остальные повторяют. Дети могут сами показывать движения)
- Отлично поиграли и повеселились! Но, кто из нас сильнее, белая или черная, так и не решили! Ребята, вы нам поможете?
- Для того, чтобы играть в шашки, нужно твердо знать правила этой игры. Итак, вспомним и повторим их!
(использовать большое демонстрационное полотно – шашечная доска и макеты шашек)
Я вижу, ребята, что правила вы запомнили. Значит, пришло время объявить шашечный турнир, который поможет нам определить победителя не только среди черных и белых шашек, но и победителя среди ребят нашего детского сада!
Вы готовы сразиться в честном бою? Тогда получите наборы шашек и турнирные таблицы, где вы сами будете отмечать результаты своей игры! По два сильнейших игрока от каждой группы встретятся во втором туре, чтобы определить только одного победителя, который будет защищать честь всего нашего детского сада на районном турнире юных шашистов!
Мы желаем вам удачи! Всего доброго!