Организация прогулки с детьми раннего возраста

Прогулка непременно станет действительно частью педагогического процесса, если малыш получит возможность много двигаться, наблюдать за явлениями природы и живыми объектами, непосредственно действовать с предметами, познавать многообразие форм, красок, запахов и звуков.

Возможность близко рассматривать растения, животных, прикасаться к ним, возможность разнообразно действовать с природным материалом, слушать звуки, чувствовать запахи – все это углубляет познание детьми окружающего мира.

У детей раннего возраста хорошо развита способность много видеть и запоминать увиденное, но осмысливать и понимать, они могут только с помощью взрослого. Дети с неослабевающим интересом наблюдают за птицами, но редко можно слышать от них правильные суждения: птицы живут в домиках, клювом едят крошки и т.д. Задача воспитателя сформировать у детей умение видеть, замечать существенное, используя приемы наглядно – действенного обучения.

Воспитатель заранее планирует каждое наблюдение, определяет его цель: познакомить детей с новыми явлениями или же закрепить полученные раннее знания, ориентировку в окружающем и т.д.

В любом наблюдении очень важна эмоциональная сторона, яркость впечатлений. Соответствующий настрой этому создает сам воспитатель. Яркая, эмоциональная речь воспитателя, а также использование песенок, стихов, потешек – все это усиливает восприятие детей, способствует возникновению ярких образов.

В ходе проведения наблюдения воспитатель формирует и расширяет у детей зрительные ориентировки, конкретизирует и определяет знания детей, расширяет их словарный запас. Развивают память детей воспоминания о впечатлениях, полученных на прогулках. Так дети третьего года жизни на второй день смогут пережить те же впечатления о наблюдении за кошкой, если воспитатель будет задавать им "Где мы увидели кошку?", "Какая кошка?" и т.д.

Дети младшей группы на прогулкеДети младшей группы на прогулке

Большое значение на совершенствование ориентировки в пространстве и закреплению представлений детей оказывают экскурсии на другие участки детского сада. Воспитатель вместе с детьми уточняет: есть ли на их участке те или иные постройки, для чего они нужны, как они называются. Так же можно предложить детям вспомнить какого цвета песочница на их участке.

Очень важно с раннего возраста воспитывать у детей умение ценить труд взрослого. Проводя наблюдение за трудом взрослого: дворника, водителя машины и т.д. необходимо дать понять детям, что работа взрослого - это сложное, но важное дело и все они стараются сделать его хорошо. Именно эмоциональная оценка воспитывает у малышей уважение к труду взрослого.

Если ребенка заинтересовало, то или иное дело, он обязательно постарается повторить его и активно откликается на любое предложение взрослого потрудиться не только на участке, но и в группе. Возможность малыша выполнять несложные трудовые поручения, помогать старшему – очень важны для него, а разнообразие действий с природным материалом только увеличивает его активность.

Формирование у детей трудовых навыков происходит постепенно. Воспитатель, поделив трудовое поручение на этапы должен организовать проведение каждого из них, сопровождая показом действия, словесной инструкцией и совместным действием с ребенком. При организации трудовых поручений важно предусмотреть наличие подходящего для детей инвентаря, который не должен быть игрушечным и храниться в определенном месте, не следует давать его для игры.

Вовремя оказанная взрослым помощь ребенку в выполнении трудового поручения, способствует успешному завершению начатого дела, а возможность помочь старшему, подражая его действиям только стимулирует активность детей. Особенно радует малышей положительная оценка взрослым их труда и благодарность за помощь.

Во время ежедневной прогулки воспитатель организовывает подвижные игры. В процессе проведения подвижной игры решается сразу несколько задач: удовлетворяется потребность в активных действиях, повышается эмоциональный тонус, развивается умение ориентироваться в окружающем, воспитывается умение играть со сверстниками, слушать взрослого и выполнять движения согласно правилам игры.

С детьми раннего возраста организатором и участником игры является воспитатель, дети с большим удовольствием откликаются на предложение взрослого поиграть. На первом этапе, игры носят простой характер: пройди по дорожке, перешагни через ручеек и т.д., постепенно они усложняются, добавляются простые правила и сюжеты - доступные для понимания детей. Очень важно проводить игры на ярком, эмоциональном уровне, используя дополнительные атрибуты, что бы дети получали от игровых действий положительные эмоции. Продолжительность игр составляет не более 5-6 минут и повторяется 2-3 раза.

Неотъемлемой частью прогулки является индивидуальная работа воспитателя с детьми, в ходе которой формируются, развиваются и закрепляются навыки и умения, полученные ранее

Педагогу необходимо так составить план прогулки, что бы осталось время для самостоятельной деятельности детей. Во время которой взрослый наблюдает чем занимаются малыши и по необходимости ненавязчиво корректирует их деятельность.

Правильно организованная прогулка дает возможность детям понаблюдать за явлениями природы, растениями и животными, за трудом взрослого, поиграть в подвижные игры, вместе с воспитателем выполнить трудовые поручения, свободно подвигаться по территории участка и пообщаться со сверстниками.

Огромное значение прогулки для всестороннего развития детей не вызывает сомнения.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!