Игры детей в природе

Одной из задач всестороннего воспитания и развития личности ребенка является эстетическое воспитание.

Оно должно начинаться с самого раннего возраста и осуществляться в процессе повседневной работы, в тесной органической связи со всей окружающей жизнью ребенка – обстановкой, бытом, явлениями общественной жизни, природой и, конечно, в процессе деятельности ребенка в игре и труде.

Уже самым маленьким детям доступно чувство красоты. При правильной организации работы можно воспитывать у детей эмоциональное восприятие окружающего, умение замечать красивое и радоваться ему.

В этой статье я расскажу о том, как я использовала в эстетическом воспитании детей их игры и наблюдения в природе. Возрастной состав нашей группы – дети 3–4 лет. Многие из них поступили в детский сад в начале учебного года, в сентябре, а несколько детей – перед выездом нашей группы на базу отдыха, с приходом лета.

В первые дни, пребывания на природе, дети набрасывались на все, что попадало им под руки: рвали траву и цветы, ловили бабочек, жуков, червей и носили их в кулаке. Часто гонялись за одной бабочкой и отнимали у того, кто поймал, крича: "Моя, моя!" Они не замечали, что бабочек здесь очень много. Игры детей состояли в том, что они бегали, прыгали, валялись на траве, Речь их состояла из одного – двух слов и восклицаний: "Вот червяк!", "Бабочка, бабочка!", "Ползет, ползет!" и т. д. Так было со всеми детьми, даже с теми, которые только влились в наш дружный коллектив.

Мы дали детям возможность насладится окружающим, освоиться. И только через несколько часов мы стали организованно и целенаправленно знакомить их с окружающим.
Начали с самого близкого и простого: с участка, обращали внимание детей на то, какие разные деревья растут на этом участке: зеленые, большие (названия их не давали), на цветущие кусты: сирень, жасмин, акацию. Осмотрели игровые домики, большую лодку, грибки, бревна, песочные ящики, веранду. Поиграли в песке, но долго на участке не задержались. Мы стремились поскорее использовать приволье и красоту окружающих нас лесных массивов.

Дети играют на природеДети играют на природе

Выезжая в течение нескольких лет в поселок Никитино (Краснодарский край), я, воспитатель, очень хорошо узнала и полюбила этот красивый, уютный, живой уголок природы.
Нужно было подумать, что выделить из всего разнообразия, окружающего детей, на чем остановить их внимание, с чего начать, какими средствами воздействовать на детей, чтобы сделать их восприятие эмоциональным. Это было особенно важно в работе с малышами.

Первое время я ходили гулять с детьми на луг, собирали цветы, траву, ловили бабочек. Много играла с детьми: плела им венки, собирали букеты, придумывала игры, забавы, разнообразно использовала природный материал и природное окружение в подвижных, дидактических и творческих играх.

Дети очень любили игры с пением, танцами. Из дидактических игр наши малыши очень полюбили игры: "Парные цветы", "Найди себе цветок", а так же игры, в которых нужно было в игровой форме выполнять различные задания, например, собрать букет из определенных цветов, найти и сорвать душистый цветок, собрать букет из разных цветов.

Дети постепенно научились подбирать цветы по форме, цвету, запоминали их названия. Возвращались в свои домики с венками на головах, с букетами. Все это радовало детей, создавало хорошее настроение в группе, вызвало интерес к окружающему. Во время прогулок дети часто находили в лесу, на поляне кусочки коры, веточки, сучки самой причудливой формы. Мы рассматривали их и определяли, на что они похожи.

Иногда достаточно было внести небольшое изменение в найденный сучок или кусочек коры – обломить лишнюю веточку, срезать кусочек коры, чтобы еще больше усилить сходство с предметом и превратить "находку" в настоящую игрушку. Игры с веточками, сучками, кусочками коры развивали у детей наблюдательность, воображение и фантазию. Много радости доставляли малышам веселые игры с солнцем, с солнечными зайчиками.

Начали мы их так: придя утром к детям, я сказала: "Дети, вставайте, одевайтесь скорее, я вам покажу солнечных зайчиков". Когда дети оделись, мы пошли на участок. "Где же зайчики?" - спросили они. "А вот на стене, на доме", - показала я, наведя зеркалом луч на теневую сторону дома.

"Солнечные зайчики играют на стене, поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне", - прочла я строки из стихотворения и поманила зайчиков пальцем. Дети засмеялись. "Они не идут, не слушаются!" - закричали все на перебой.
- А вы, дети, поймайте их и принесите мне. Такое предложение всем понравилось. И что тут началось!

Дети прыгали, бегали, доставали зайчика и много весело смеялись. В процессе игры дети получали эстетические впечатления от неожиданно появившихся ярких солнечных пятен на темном фоне стены, листвы, дорожки. Дети узнали, в пасмурный день и вечером, когда солнышка нет, зайчиков не бывает.

Целый ряд веселых игр проводила с тенью. Играли в примитивные игры: "перебежки", "прятки". По теням дети узнавали, кто это. Сначала узнавала их я и объясняла, как я узнала. Затем дети сами узнавали друг друга по тени. Много удовольствия доставляли игры с водой. Кроме обычных пусканий пароходов, лодок, мы любовались блеском реки в солнечный день, садились на берегу и бросали в воду мелкие и крупные камни, бросали, кто дальше, бросали одновременно несколько камней и получался "фонтан" - брызги разлетались в стороны и блестели на солнце, как хрустальные.

Однажды перед грозой, дети, наблюдая за нависающими тучами, говорили: "А вот птица большая летит". И все с интересом смотрят на тучи и фантазируют, на что они похожи.
Такие наблюдения за тучами и облаками превращаются в своеобразную игру, которая увлекает детей. Эти игры коротки, они занимают несколько минут, но очень нравятся детям. Дети часто поглядывают на небо.

Как только на небе появляются облака, они сейчас же замечают их и начинают определять, на что они похожи: выдумывают, сопоставляют с знакомыми им образами и очень радуются удачному сравнению, подмеченному сходству. Я обращаю внимание детей на цвет неба, на то, как красиво пробивается солнце сквозь тучи.
Не менее весело проходили и игры с ветром. Эти игры были так же незамысловаты, как и предыдущие. Например, взяв длинные ленточки, дети бегали и любовались, как они развеваются по ветру. Но особенно понравился детям яркий бумажный змей, высоко взвивавшийся в поднебесье.

Во всех этих играх мы с родителями всегда заботилась об эстетической стороне дела: все игрушки мы старались сделать как можно красивее, красочнее, а во время игры с ними всегда обращали внимание детей на то, как красив ярко – красный змей на фоне голубого неба, "флотилия" с цветными парусами на реке. Поэтому, кроме радости, получаемой от самой игрушки, от ее занимательности, от движений с нею, дети получали настоящее эстетическое удовольствие от оформления этих игр.

Такие незатейливые игры в природе и с природным материалом доставляли много радости детям и в то же время развивали их наблюдательность, воображение, фантазию, обостряли восприятие окружающего. Дети чаще стали обращать внимание на красоту окружающего. Появилась возможность проводить длительные наблюдения в природе, приобщать детей к некоторым явлениям общественной жизни.

Я часто пользуюсь знакомыми детям песнями, стишками во время наблюдения окружающего и игр в природе. Это помогает более образному восприятию наблюдаемого, делает более конкретными литературные образы. Так, например, когда малыши играли на полянке и вели хоровод, я предложила им стать вокруг березки и спела "Во поле березонька стояла".

В дальнейшем дети все чаще и чаще, уже по собственной инициативе, связывали наблюдаемое с литературными и музыкальными образами – напевали знакомые песенки, читали стихи. Приобщая детей к окружающей природе, развивая у них эмоциональное восприятие окружающего мира, чувство красоты, я в то же время ставила перед собой задачу даже у таких маленьких детей связать эту красоту с трудом людей, создающих и поддерживающих ее, привлечь самих детей к посильному непосредственному участию в труде.

Мы поливали наши клумбы на участке, выпалывали сорную траву, осторожно палочками рыхлили землю. Наши разговоры с детьми и непосредственные наблюдения, пережитые и закрепленные в играх и труде, способствовали тому, что дети лучше стали понимать правила: не сорить, не рвать цветов и листьев, не мять клумб и газонов.

Результаты проделанной работы сказались не только на поведении детей, что выразилось в их бережном отношении к окружающей природе, но и на умении радоваться красоте окружающего. Кроме того, впечатления, полученные детьми, нашли отражение в творческих играх, которые очень обогатились по содержанию.

Учила детей находить и использовать в играх разнообразный природный материал. Все это чрезвычайно ценно, так как помогало малышам осмыслить получить впечатления, способствовало эмоциональному восприятию окружающего мира.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!