Визуализация – компонент бережливого производства. Под визуализацией понимают приемы и методы, используемые при расположении всех инструментов, оборудования и материалов оптимальным способом, позволяющим быстро оценить состояние системы, корректность выполнения процесса и его стадию.
Активное использование и высокая эффективность методов визуализации базируются на особенностях восприятия ребенком информации, до 80 % которой усваивается с помощью органов зрения.
Применение визуализации предполагает использование различных видов изображений, включая фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, разметку, цветные ярлыки и так далее
Из числа наиболее часто используемых методов визуализации можно отметить следующие:
В работе с детьми старшего дошкольного возраста возможно использование алгоритмов, которые помогают ребенку беспрепятственно и, не обращаюсь к взрослому, выполнить задуманное им действие.
В нашей статье на примере одной группы мы показали, как важно использовать визуализацию в групповой комнате, так как именно здесь дети самостоятельно действуют в свободное время.
Внедрение компонентов бережливого производства мы провели в подготовительной к школе группе. Учитывая возрастные особенности детей, нам удалось использовать не только иллюстрации, но и цифровой и буквенный формат. Таким образом, мы организовали непрерывный образовательный процесс.
Каждую игровую зону мы визуализировали для точного понимания назначения того или иного центра. Так в социально-коммуникативной области мы упорядочили центры по их назначению с использованием графических обозначений. В области познавательного развития за счет графических обозначений нам удалось привлечь внимание ребенка и дать ему возможность самостоятельно не только играть, но и познавать окружающий мир.
В области художественно-эстетического развития мы внедрили пластиковые контейнеры с обозначением на каждом конкретном контейнере того или иного предмета, который необходим в этой области (краски, карандаши, клей и пр.). Это дало возможность не только эстетически улучшить внешний вид центров, но и освободить и расширить пространство группы.
В области речевого развития мы не только систематизировали литературу, но и создали картотеки по назначению книг (сказки, рассказы, стихи и т.д.). Для классификации мы использовали разную цветовую гамму, с которой знакомы дети.
Очень удобной получилась визуализация в области физического развития, так как дети знакомы со спортивным инвентарем и без труда располагали его в соответствии с обозначениями. Используя компоненты бережливого производства, мы пришли к выводу, что это является не только удобным в работе, но и помогает ребенку стать более организованным, внимательным, сообразительным. Применение визуализации организует пространство, участников образовательного процесса и экономит их время.