В условиях становления системы национальных ценностей особое значение приобретает семья как лучшая естественная среда для человека для воспитания, защиты и развития детей, как важный фактор их социализации.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно, сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка.
В процессе реализации проекта происходит переход от понятия "работа с родителями" к понятию "взаимодействие"; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.
Цель проекта: установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания и развития детей дошкольного возраста посредством психолого-педагогического сопровождения и просвещения родителей.
Задачи проекта:
Этапы реализации проекта:
Продолжительность проекта: октябрь - апрель.
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения целей.
На первом этапе реализации проекта было проведено анкетирование родителей, где мы попытались выяснить, одобряют ли они идею родительского клуба, каковы, по их мнению, должны быть цели этих встреч, их содержание и примерная тематика. Результаты анкетирования показали, что родители приветствуют проведение совместных встреч, вечеров досугов. Ценность таких вечеров они видят в объединении детей и родителей, в возможности общаться, в воспитании культуры и любви к обществу, к людям.
Совместная работа специалистов ДОУ (педагог-психолог, учителя-логопеды, воспитатели, родители) по реализации образовательной программы обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно активными участниками образовательного процесса.
План работы клуба составляли, учитывая родителей к тем или иным вопросам развития, воспитания, образования и оздоровления детей и актуальности этих вопросов для нашего детского сада.
Заседания родительского клуба проводились в 1 раз в месяц с родителями детей разных возрастных групп. Участвовать в работе клуба приглашались все желающие родители или члены семьи.
Формы работы с родителями в клубе разнообразны:
Общаясь с родителями индивидуально, мы получали возможность установить с ними отношения на взаимном уважении, наметить пути дальнейшей помощи семье, дать родителям конкретные рекомендации по воспитанию ребенка.
Работа основного этапа реализации проекта началась с круглого стола "В первый раз в детский сад". На встречу были приглашены родители детей групп раннего возраста. Педагог-психолог рассказала об адаптации малышей и дала рекомендации по облегчению этого периода. Учителя-логопеды показали и провели с родителями практические упражнения по развитию мелкой и артикуляционной моторики. В заключении встречи был проведен практикум по нетрадиционному виду лепки с использованием круп, камешков, ракушек.
Родителям предложена памятка - стикер "Игры на холодильнике". Для родителей детей подготовительных групп был проведен мастер-класс "Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе"
В начале заседания педагог-психолог познакомила родителей с основными компонентами готовности детей к школьному обучению. В практической части специалистами были проведены игры и упражнения, направленные на развитие памяти, мышления, речи, внимания. Родители и дети с интересом выполняли задания.
Во время семинара – практикума "Играя, развиваем речь и память", который проводился для родителей детей старших и подготовительных групп специалисты показали на практике как через игру развивать данные процессы у детей.
Родителям были представлены игрушки, пособия, игры-самоделки, которые можно сделать самим и использовать для занятий дома. В помощь мамам и папам были представлены разработанные специалистами буклеты с описаниями игр. Для родителей детей младших и средних групп был организован диспут "Про молчунов и говорунов".
Предварительно родителям было предложено продумать вопросы к специалистам. Мам и пап интересовало:
Педагогом-психологом и учителями-логопедами были даны советы и рекомендации по интересующим родителей вопросам. Во время проведения "Недели театра" в ДОУ специалисты оказывали помощь в подготовке театральных выступлений в качестве художников, дизайнеров по костюмам, специалистов по сценической речи. Все группы представили свои постановки, что способствовало эмоциональному сближению детей, родителей и педагогов.
КВН "Умники и Знайки" для подготовительных групп способствовал совершенствованию доверительных отношений между родителями и детьми и позволил обобщить знания детей о сказках через игровую деятельность.
Дети и родители выполняли разные задания:
В финале все участники получили памятные медали и сладкий приз. Таким образом, воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Использование разнообразных форм работы принесло определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками в деле воспитания и развития ребенка.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов, их умением стать профессиональными помощниками в семье.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый их которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создадут оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Этапы |
Мероприятие |
Задачи |
Подготовительный этап |
Анализ состояния проблемы |
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу, педагогический опыт. |
Анкетирование родителей |
Определить модель, систему, содержание, формы работы. изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом. |
|
Наблюдение за детьми в свободной и учебной деятельности. Диагностика развития. |
Изучить особенности развития детей с целью выявления направлений работы клуба. |
|
Подготовка нормативной базы для реализации проекта. |
- Издание приказа заведующего о реализации проекта - Подготовка Положения о работе творческой группы по реализации проекта и Положения о создании родительского клуба. |
|
Практический этап |
Круглый стол Первый раз в детский сад!»
|
Помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка посредством создания благоприятной атмосферы общения в семье. |
Мастер-класс «Мой ребенок - будущий первоклассник или как подготовить ребёнка к школе» |
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей в предшкольный период жизни ребенка; - Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. |
|
Семинар - практикум «Играя, развиваем речь и память» |
Повысить компетентность родителей в области логопедии и психологии. |
|
Диспут «Про олчунов и говорунов» |
Выявить уровень развития детей по обучению грамоте и подготовки руки к письму. |
|
Театральная гостиная
|
Способствовать эмоциональному сближению детей и родителей, совершенствовать творческие способности. |
|
КВН для детей и родителей «Умники и Знайки» |
Развивать доверительные отношений между родителями и детьми. |
|
Итоговый, обобщающий этап |
Анкетирование родителей |
Отслеживание удовлетворенности родителей в полученных психолого-педагогических знаниях. |