Викторина проводилось в рамках проекта "По страницам красной книги!"
Цель: обеспечить закрепление и обобщение знаний детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности.
Задачи:
Предварительная работа: беседы о Красной книге и ее страницах, об охране и бережном отношении к природе; рассматривание иллюстраций природоведческого характера и энциклопедий о животных; дидактические и развивающие игры; чтение художественной литературы, просмотр презентации "Красная книга".
Материалы и оборудование: глобус, Красная книга, иллюстрации с фотографиями животных, занесенных в "Красную книгу", 2 обруча, 2 корзины, "мусор: ветки и бумага", "загадочные объявления", клубок, наборы иллюстраций с животными, призы.
Организационный момент
Малоподвижная игра "Море волнуется…" - проходим на стульчики.
Игровой момент
Воспитатель (показывает глобус): Ребята, что это у меня в руках?
- Правильно! Давайте вспомним, что такое глобус и для чего он нужен?
- Правильно, глобус – это модель нашей с вами планеты. И если кто-либо не имеет возможности попутешествовать по планете вживую, то можно сделать это, сидя дома на диване. Сейчас мы с вами как раз и отправимся в одно увлекательное путешествие. И поможет нам медвежонок Умка. Он пришел к нам и принес очень интересную книгу.
- Что это за книга? (Красная книга)
- Красная книга - это не совсем обычная книга. Она про животных, которых осталось очень мало на нашей планете, и даже про тех животных, которых уже нет в природе!
- Подумайте, ребята, почему этой книге дали название "Красная книга"?
- Ребята, сегодня, мы проведем эколого-познавательную игру-викторину "Все о животных". Кто знает, что такое викторина? (Это игра, ответы на вопросы)
- Верно! Участниками нашей игры-викторины будете вы. И в конце нашей игры – викторины мы узнаем кто же у нас лучший знаток природы. За каждый правильный ответ вы получаете фишку. Итак, начинаем нашу экологическую викторину!
Конкурс 1. Блиц-опрос
Воспитатель задает вопросы, кто быстрее и правильнее ответит, получает фишку.
- Готовы мы сегодня поиграть? Готовы вместе о природе рассуждать?
- Сначала проведем разминку. Я задаю вопросы, а вы отвечаете?
Конкурс 2. "Загадки"
- А сейчас, слушайте внимательно описание животного и отгадайте, о ком же я рассказываю. (дети назвали животное; картинку на магнитную доску повесить)
- У меня есть клыки, я прекрасно слышу и имеют тонкое обоняние, но вижу сравнительно плохо, поэтому при встречном ветре можно ко мне тихо приблизиться на очень короткое расстояние, однако движущиеся предметы они видит отлично. Люблю орехи, желуди, корни. Немного похож на свинью. (Кабан)
- Толстый смешной зверек с острыми передними зубами. Мой домик называется хаткой. Местом для своей хатки я выбираю небольшую реку или ручей с проточной водой. Я спиливаю зубами ветки деревьев и строю из них плотину, чтобы поддерживать воду на постоянном уровне. В хатке есть две "комнаты": спальня и кладовая". (Бобр, или бобер)
Рассказ–загадка – эмпайтийное рассказывание детей
- Молодцы! Попробуйте вы нам описать животное по иллюстрации. Берем картинку и не кому не показываем, рассказываем о животном.
1 ребенок: Я очень большой, около двух метров высотой, а мой вес - 350 кг. У меня коричневая шерсть, маленькие уши и хвост. Я могу ходить на задних лапах и вскарабкиваться на деревья в поисках пищи. А ем я рыбу, ягоды, могу полакомиться муравьями, червями и личинками жуков. Всю зиму я провожу в спячке, а весной выхожу из берлоги худым, голодным и злым". (Медведь)
2 ребенок: Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела, служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами, ягодами. (Белка)
3 ребенок: Меня можно назвать лесным гигантом. Уши у меня большие и подвижные. У меня хорошо развит слух. Я люблю есть траву, листву кустарников и деревьев, мхи и грибы. Я люблю даже мухоморы, но Вам его я есть не советую. У меня очень красивые рога, но раз в год мне приходится их сбрасывать. (Лось)
- Умнички! Волшебный клубочек пустим по кругу и назовем, какие еще животные занесены в Красную книгу. (передают клубок друг другу и называют животных)
- Проверю ваше внимание и немного отдохнем. Когда вы услышите название птиц, вы должны будете махать руками.
Грачи летят , на всю Русь трубят : "Чу-чу-чу – мы зовем весну".
Журавли летят, на всю Русь кричат: "Гу, гу, гу – не догнать никому".
Поросята летят, на всю Русь визжат: "Хрю-хрю-хрю – надоело нам в хлеву".
Синицы летят , на всю Русь кричат: "Дзу-дзу-дзу – не поймать никому".
Медвежата летят. Толстопята летят: "Ру-ру-ру – надоело нам в лесу".
Конкурс 3. "Хищники и травоядные"
Приглашаются 2 ребенка. На столе лежат картинки с изображением животных. Один ребенок собирает в зеленый обруч картинки хищных животных – лев, тигр, волк, лиса; второй ребенок в красный обруч собирает картинки травоядных животных - медведь, белка, заяц, олень, зебра.
Узнайте зверей по объявлениям
Дети получают одинаковые картинки с изображением животных. Воспитатель зачитывает объявления, которые оставили животные. Отвечают дети поднятием карточки нужного животного.
Проверка: Посмотрим, как распределили животных. Кто не согласен поднял руку.
Конкурс 4. "Что будет если…?"
Воспитатель задает ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети делают вывод, что необходимо проявлять чувство меры и беречь природу.
- Что будет, если один человек бросит банку? А два? Три? Много людей?
- Что будет, если в выходной день одна семья из леса привезет огромную охапку цветов? Две семьи? Все семьи нашего города?
- Что будет, если на родник приедет машина, которая выбрасывает в воздух выхлопные газы? А много машин?
- Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу?
- Что будет, если дети, пришедшие в лес, поймают красивую бабочку? А много детей?
- Что будет, если сломать одну ветку? А ствол дерева? А срубить несколько деревьев? А если много?
- Ребята, вы все отвечали верно, делали правильные выводы. Вы большие молодцы!
Конкурс 5. Игра-эстафета "Чья команда чище и быстрее уберет мусор"
- Представьте, что мы попали в лес. Посмотрите, что в лесу не так, чего не должно быть? (Везде разбросан мусор)
- Как вы думаете, кто его оставил? (Люди, которые отдыхали в этом месте)
- Как вы поступите?
- Для начала разделимся на 2 команды. Ваша задача: быстрее и чище убрать мусор с поляны. Взять один предмет (мусор), вернувшись назад, выбросить его в мешок, вернуться, передать эстафету следующему.
- А почему вы ветки, листочки с деревьев, камешки оставили? (Потому что они могут пригодиться птицам, муравьям, животным для постройки жилищ)
Музыкальная страничка
- Дорогие ребята! Мне очень приятно было, что вы приняли участие в экологической викторине "Все о животных". Надеюсь, что вы еще больше будете любить природу, проявлять интерес, оберегать ее.
- А сейчас, ребята, давайте встанем в круг и исполним "Гимн природе".
1 ребенок:
Нас в любое время год учит мудрая природа.
Птицы учат пению, паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.
2 ребенок:
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте.
У природы круглый год обучаться нужно.
Ведь ее лесной народ учит крепкой дружбе.
3 ребенок: Ты дышишь чистым воздухом лесов и воду пьешь из полноводных рек.
Ты сыт ее хлебам, человек, откликнись на ее печальный зов.
4 ребенок: Есть одна планета – сад в этом Космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.
5 ребенок: Есть на Земле огромный дом под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
6 ребенок: Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты, и все твои друзья.
7 ребенок: Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли зовется этот дом.
Конкурс 6. Животные в мультфильмах и сказках
- Внимательно ли вы слушаете и смотрите сказки и мультфильмы? В этом сейчас убедимся, проведя шуточную викторину.
Подведение итогов викторины, награждение.