Знакомство детей старшего дошкольного возраста с миром профессий через изобразительное искусство

В дошкольном возрасте дети проявляют особый интерес к труду взрослых. В игре они стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. Испытывая радость от трудовых усилий, они осознают полезность своих действий и проявляют бережное отношение к результатам труда взрослых.

Для создания положительного отношения и привычки к труду главное значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом.

Но это не всегда действует в полной мере. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы знакомиться с различными профессиями. И здесь неоценимую помощь может оказать именно изобразительное искусство.

Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с портретной и жанровой живописью у детей активизируется интерес к различным видам деятельности человека, его отношению к труду, к ценностям, которые он создает, художественному творчеству.

Распространенным видом живописи является сюжетная композиция, называемая иначе жанровой живописью. Она рассказывает о труде и быте разных людей, об их успехах, радостях и невзгодах. Поскольку тема жанровых картин всегда рождается из жизненных ситуаций, то произведения данного жанра позволяют приобщать детей к социальному опыту своего народа, его национальным традициям, нравственно-эстетическим идеалам. Художник с помощью выразительных средств оценивает взаимоотношения людей, взаимосвязь между обществом и личностью.

Живописные картины раскрывают не конкретно-определенную личность, а типичный обобщенный образ характера. Ребенок, воспринимая в живописи образы других людей, постигает красоту не только художественного образа, он приучается видеть красоту и своих поступков, осознает себя частицей общества.

Познание духовного мира людей через портретную и жанровую живопись позволяет формировать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетичскую восприимчивость и чуткость, уважение к труду.

Беседа по картине И. В. Шевандроновой "На приеме у врача. Алтай", 1954 г.

Картина И. В. Шевандроновой "На приеме у врача. Алтай"Картина И. В. Шевандроновой "На приеме у врача. Алтай"

Воспитатель: Ребята, перед вами картина художницы Ирины Шевандроновой "На приеме у врача". Давайте с вами посмотрим, кого же нарисовала художница. Что вы видите на картине?
Дети: Врач слушает мальчика. Мама с младшим сыном сидят за столом.

Воспитатель: Правильно. А врач, который лечит детей, называется педиатр. Посмотрите на нее. Во что она одета? Какие медицинские инструменты у нее есть?
- Врач одета в медицинский халат, из-под которого видно красное платье. Она слушает мальчика с помощью фонендоскопа. Это медицинский инструмент, с помощью которого врач слушает, как бьется сердце, чистые ли легкие.
- Посмотрите на врача. Какая она? Какое у нее лицо? Как вы думаете, нравится ли ей ее работа?

Дети: Врач добрая, и дети ее не боятся. Она любит свою работу. Лицо у нее радостное, доброе.
Воспитатель: Дети, вы были в кабинете нашего врача? Кабинет врача, изображенный на картине, похож на кабинет нашего врача? Чем он похож? А врач, по вашему мнению, какой? А что вы можете сказать о нашем враче?
- Давайте посмотрим на детей и их маму. Что они делают? Как они одеты?

Дети: Врач слушает старшего брата, который повернул голову к маме с братом. А младший сидит на коленях у мамы и пытается дотянутся до баночек с лекарствами. Они одеты тепло, потому что весной еще прохладно.
Воспитатель: Кто, по вашему мнению из детей, изображенных на картине боится врача, а кто нет?
Дети: Только один мальчик (он стоит спиной к врачу) немножко боится, но виду никому не показывает.

Воспитатель: Давайте, посмотрим, какая мебель есть в кабинете у врача. Как только мы зашли, то сразу увидели кушетку, на которой мальчик положил свое пальто. На кушетке лежит белая простынь. Есть два стула: на одном сидит врач, а втором мама с младшим сыном. В комнате стоит стол, накрытый скатертью, а на нем баночки с лекарствами. Справа от стола стоит табурет, а за ним шкаф с лекарствами. На дверце шкафа висит медицинский халат. Посмотрите, в углу комнаты, за мамой с сыном есть раковина. А над раковиной висят два полотенца.

- Ребята, посмотрите, каким цветом нарисовала художница кабинет врача? Стены, полы?
Дети: Желтым цветом, потому что солнце освещает весь кабинет.
Воспитатель: Посмотрите, какое большое окно. Одна створка приоткрыта. Как вы думаете, какая на улице погода?
Дети: Солнечная, ясная.

Воспитатель: "Можно сказать, что это солнечная картина? Солнце ярко светит и освещает весь кабинет. Солнце на полу, на столе, на лицах врача и детей. А как вы думаете, дует ли ветер? Как это изобразила художница на картине?"
Дети: "Дует небольшой ветерок. Он немного поднимает занавеску справа".

Воспитатель: Посмотрите, что вы видите за окошком? Любопытные ребята заглядывают в окно. Наверно, они ждут своего друга, чтобы поиграть с ним на лугу. За окном виден зеленый луг, а вдалеке горы. Ребята, это Алтайский край. Художница Ирина Васильевна много путешествовала по России. Свои впечатления от путешествий она потом воплощала в картинах.

- Давайте и мы с вами отправимся в небольшое путешествие по Алтайскому краю (включает видео об Алтайском крае).

- Здесь очень красивая природа: зеленые равнины, шумят хвойные и лиственные леса, горы, маленькие озера, небольшие реки (по ним не ходят суда) и красивые водопады.
- Ребята, что вам больше всего понравилось в картине? (ответы детей)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!