Мастер-класс: Игра – эффективный метод обучения дошкольников правилам дорожного движения

Цель: передача педагогом-мастером опыта по ознакомлению воспитанников старших и подготовительных групп с ПДД в целях обеспечения безопасности их жизнедеятельности посредством использования настольно-печатных дидактических игр.

Задачи:

- повышение эффективности образовательного процесса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма путем использования настольно-печатных дидактических игр;

- формирование осознанной потребности педагогов в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной реализации и развития творческих способностей.

Оборудование: настольно-печатные дидактические игры по ПДД, "сигналы светофора" красного и зеленого цветов.

Настольная игра по ПДД для дошкольниковНастольная игра по ПДД для дошкольников

Сценарий мастер-класса

Уважаемые педагоги!

С каждым днем все увеличиваются и увеличиваются потоки транспортных средств на улицах. В такой ситуации важно научить детей правилам дорожного движения (ПДД), потому что ничего не может быть важнее здоровья и жизни ребенка, его безопасности. Как лучше передать знания по ПДД маленьким пешеходам? Конечно, в виде игры, так как она является основным средством обучения дошкольников.

Почему правилам ПДД нужно учить детей с раннего возраста? Статистические данные свидетельствуют о том, что причина дорожно-транспортных происшествий (ДТП) - чаще всего сами дети. К этому приводит то, что дети не знакомы даже с самыми элементарными правилами поведения улице, а также то, что взрослые равнодушно относятся к поведению детей на дороге.

Маленькие дети еще не имеют опыта управлять своим поведением на проезжей части, частенько переоценивая свои возможности. Они считают, что они достаточно ловкие, чтобы успеть быстро перебежать дорогу или переехать ее на велосипеде. Дети могут внезапно появиться на дороге перед мчащейся машиной, а то и затеять веселую игру прямо на проезжей части. В связи с этим возникают опасные ситуации, нередко приводящие к ДТП и детскому травматизму

Правильно воспитывая и обучая детей с малых лет ПДД, можно избежать опасностей на дороге.

Игра - это одна из наиболее приемлемых, доступных, интересных для ребенка форм деятельности, в том числе и по усвоению правил дорожного поведения. Игры по ПДД направлены на усвоение знаний и умений, которые должны способствовать формированию безопасного поведения ребенка на дороге.

Имитационная игра

Уважаемые коллеги, в процессе нашего мероприятия я предлагаю вам взять на себя роль детей и поиграть.

- Дети, хотите поиграть?
- Но вначале я предлагаю провести разминку. Я буду задавать вам вопросы о правилах дорожного движения, а вы будете отвечать. Итак, начинаем:
- Кто ходит по тротуару? (Пешеход)

- Кто управляет автомобилем? (Водитель)
- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
- Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)

- По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)
- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)
- Какой сигнал верхний на светофоре? (Красный)
- Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)

- На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
- Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту)
- Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)
- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке)

Игра "Перейди дорогу"

Дети, у вас на столах лежат карточки с изображением детей, переходящих дорогу. Вам нужно разложить карточки в правильной последовательности в ряд, затем рассказать, как нужно правильно переходить дорогу. (Дети выполняют задание)

- Расскажи, Оля. Как нужно правильно переходить дорогу? (Через пешеходный переход, на зеленый свет светофора. Нужно подойти к обочине дороги, сначала посмотреть налево, потом направо, затем опять налево; убедиться в том, что нет машин и переходить)

Дорогу нужно переходить по пешеходному переходуДорогу нужно переходить по пешеходному переходу

- Правильно. А если дорога широкая с двухсторонним движением, тогда как быть? (Дойдя до середины дороги, нужно посмотреть направо, если нет движущихся машин, можно идти дальше)
- Дети, на дороге нужно быть очень внимательными. Молодцы!

Игра "Правильно-неправильно"

У каждого из вас имеется карточка, на ней изображены различные дорожные ситуации. Я предлагаю вам оценить поведение детей на дороге: если дети ведут себя правильно, то на белый кружок положите зеленый, а если дети неправильно ведут себя на дороге, наложите сверху белого красный кружок. (Дети выполняют задание)

- Марина, объясни, пожалуйста, почему ты возле этой картинки положила зеленый кружок. (Дети ведут себя правильно, переходят дорогу на зеленый сигнал светофора)

Дети переходят дорогу на зеленый сигнал светофораДети переходят дорогу на зеленый сигнал светофора

- Ира, а почему ты возле этой картинки положила красный сигнал? (Потому, что мальчик играет на дороге с мячом)

- А где нужно играть? (На специальной игровой площадке)
- Ребята, а как нужно было поступить детям, изображенным на этой картинке? (Ответ)

Игра "Составь правило по картинке"

У каждого из вас на столе лежит сюжетная картинка. Посмотрите на нее внимательно, оцените поступок героев и составьте по картинке правило. Например, на моей картинке нарисован мальчик, бегущий через дорогу. Он помешал движению транспорта, даже случилась небольшая авария. Поступок мальчика неправильный, очень опасный. Я составила такое правило: "Дорогу нужно переходить по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора".

- Дети, правила нужно составить такие, чтобы в них говорилось о том, как нужно правильно себя вести.
- Кто уже составил правило? (Ответы)
- Молодцы!

Игра "Сложи картинку"

- Я предлагаю вам составить картинку из частей, оценить поступки героев и рассказать, как нужно правильно вести себя в той или иной ситуации. Алина? Надя?
- Молодцы, вы правильно оценили поступки героев, рассказали, как нужно правильно себя вести и надеюсь, всегда будете соблюдать правила дорожного движения.

Игра "Отгадай загадку и найди дорожный знак"

У каждого из вас на столе имеется дорожный знак. Я буду загадывать вам загадки о дорожных знаках, вы внимательно слушайте, и у кого на столе окажется знак, о котором идет речь, поднимите его и назовете. Согласны?

Дорожные знакиДорожные знаки

Красный треугольник.
Двое там ребят.
Знак предупреждает -
Рядом школа, детский сад (Дети)

Чтоб дорогу перейти
Нужно переход найти.
Черно - белые полоски
Разлеглись все на пути. (Пешеходный переход)

Синий знак прямоугольный,
Тут и вилочка, и нож.
Каждый подкрепиться рад,
Когда видит этот знак. (Пункт питания)

Информирует нас знак
Как удобен телефон,
Если на дороге он. (Телефон)

Люди ждут автобус,
Люди ждут маршрутку
Утром, вечером и днем
На площадке под козырьком. (Место остановки автобуса)

Я не мыл в дороге рук,
Поел Фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи. (Пункт медицинской помощи)

Чудо-конь- велосипед,
Можно ехать или нет?
Странный этот синий знак,
Не понять его никак! (Велосипедная дорожка)

Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут…? (Подземный переход)

Ходят смело млад и стар,
Даже кошки и собаки.
Только здесь не тротуар,
Дело все в дорожном знаке. (Пешеходная дорожка)

- Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете правила дорожного движения, и я верю в то, что вы всегда будете внимательны на дорогах, будете соблюдать правила и никогда с вами не случится беды.

Рефлексия

Уважаемые коллеги! У вас на столах лежат "сигналы" светофора красного и зеленого цветов. Я предлагаю поднять вверх зеленый сигнал светофора, если вы считаете, что проведенный мной мастер-класс для вас был понятным, интересным, полезным; красный – если вы так не считаете.
Спасибо за оценку! Благодарю за внимание! Желаю успехов в работе!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!