Йозеф Гайдн - биография австрийского композитора

Йозеф Гайдн родился в небольшом местечке Рорау (можно сказать в небольшой деревне). Предки Гайдна были потомственными австро-немецкими крестьянами, ремесленниками.

Отец Гайдна Матиас был мастером каретных дел, мать служила кухаркой, семья жила в маленьком домике с соломиной крышей.

Бетховен, как – то раз рассматривая изображение этого домика сказал: «Плохая деревенская хижина, в которой родился такой великий человек».

В Рорау жили и венгры, и чехи, хорваты музыку которых можно было услышать. Все это с раннего детства воспринимал и впитывал Гайдн. Несмотря на простое происхождение родители воспитывали в Гайдне трудолюбие, аккуратность, исполнительность, честность.

И отец, и мать были любители музыки. Отец пел и аккомпанировал себе на арфе. Скоро в таких импровизированных оркестрах стал участвовать и маленький Йозеф, выучив к 5 годам, все несложные мелодии отца.

Иногда в Рорау приезжал Иоганн Франк, занимавший должность ректора школы и регент хора в соседнем городке Гайнбурге. Он уговорил родителей, забрать мальчике себе в Гайнбург, обещая возможные выгоды будущей музыкальной карьеры.

Осенью 1737 г., когда Гайдну не было и 6 лет, отец отвез Йозефа к Франку и оставил там на обучение. Жилось ему там не сладко, на каждом шагу он ощущал неудобство и притеснение. В последние годы жизни Гайдн правда, добродушно и снисходительно отзывался о Франке, даже выражал благодарность за первоначальные музыкальные школьные знания, но в тоже время говорил, что при этом обучении он получал больше колотушек, чем еды.

Осваивал он там навыки пения, игры на духовых и струнных инструментах и даже однажды пришлось срочно обучиться играть на литаврах, так как внезапно умер литаврист и во время шествия некому было играть на этом инструменте.

Во многих источников описывается это забавное шествие. Для того, чтобы маленький Гайдн смог достать до литавры, ее пришлось повесить на маленького впереди идущего человека, но человека низкого роста нашли только горбатого, что вызвало дружный смех у зрителя.

Следующий поворот в жизни Гайдна случился в 1740 года. Венский придворный композитор, соборный капельмейстер Георг Ройтер, периодически объезжал близ лежащие от Вены городки, для того, чтобы пополнять свою капеллу певчими мальчиками. Он был восхищен прекрасным голосом и слухом Йозефа и решил его зачислить себе в капеллу. Ройтер пообещал родителям Гайдна позаботиться о его дальнейшей судьбе, и они не были против его предложения.

Когда Гайдну исполнилось 8 лет, его перевезли в Вену и начался новый период его жизни. Несмотря на свои обещания Ройтер, почти не обращал внимания на Гайдна. За все время пребывания в капелле, он дал Гайдну всего 2 урока композиции.

Главным учителем Гайдна в эти годы была сама музыка. Ройтер был не только соборным капельмейстером, но и придворным композитором, благодаря чему Гайдну удалось познакомиться не только с церковной музыкой, но и операми итальянских, немецких, австрийских композиторов, с произведениями инструментальных жанров, которые исполняли при дворе, таки образом и церковная, и светская, и народная музыка, которой была наполнена Вена, стали источником, которые благотворно влияли на музыкальное воспитание Гайдна.

Несмотря на безразличное воспитание Гайдна, Ройтер очень высоко ценил его голос. Когда Гайдну исполнилось 18 лет и у него произошла мутация голоса, то есть его голос стал мужским, его выгнали из капеллы.

В один из дождливых дней 1749 года Гайдн долго бродил по Вене и ночь ему пришлось провести на улице. Гайдна спасла случайная встреча со знакомым певцом Иоганном Шпанглером, который приютил его у себя в маленькой комнате под крышей. Гайдн давал уроки пения, игры на клавесине, участвовал в качестве скрипача в маленьких серенадных ансамблях.

В следующем году Шпанглер, отказывает Гайдну в жилье, но к счастью в это время его выручил один коммерсант Антон Бухгольц, который дал в долг Гайдну 150 флоринов. В завещании Гайдна, которое он оставил в 1801 году, можно прочитать такие строки: «Девицу Бохгольц 100 флоринов, ибо ее дед одолжил мне в моей юности при крайней нужде 150 флоринов, которые я, впрочем, уплатил уже 50 лет тому назад».

Франц Йозеф Гайдн (1732-1809) - австрийский композиторФранц Йозеф Гайдн (1732-1809) - австрийский композитор

Из этого можно сделать вывод, что об этом тяжелом времени Гайдн вспоминал всю жизнь и не забывал выразить благодарность этому коммерсанту, которого уже не было в живых, завещав его внучке 100 флоринов.

Благодаря этому Гайдн снял комнату под крышей 6 этажного дома. Несмотря на свою загруженность уроками, которые он был вынужден давать, чтобы прокормить себя, Гайдн изучал теоретические труды, знакомился с произведениями других композиторов.

Большое впечатление в частности этого периода произвела на Гайдна сонаты Филиппа Эммануила Баха, в старости Гайдн сказал: «Я тогда, то есть когда играл сонаты, не отошел от моего клавира, пока они не были проиграны, и кто меня основательно знает, тот найдет, что я очень многим обязан Эммануилу Баху, что я его понял и прилежно изучал. Сам Эммануил Бах однажды мне сделал, комплимент поэтому поводу».

Возникшей вскоре известность Гайдна, способствовал интересный эпизод его жизни. Вена была очень музыкальным городом, на ее улицах часто звучала музыка. Молодые люди нередко под окнами девушек под аккомпанемент ансамбля из нескольких музыкантов пели серенады. И одним из музыкантов такого ансамбля нередко являлся Гайдн.

И вот однажды исполняя серенаду под окнами одного дома, его услышал Иоганн Курц, который был талантливым актером, автора ряда комедий, которые в то время назывались фарсамию.

Курцу музыка, которая исполнялась под его окнами понравилась и выйдя на улицу он спросил кто ее автор, когда Гайдн сказал, что это его музыка, Курц пригласил его к себе и предложил написать музыку к его будущей комической опере «Хромой бес». Опера с музыкой Гайдна имела успех у публики и таким образом Гайдн постепенно становится известным.

Нельзя не отметить в этот период занятия Гайдна с итальянским композитором и певцом Антонио Порпорой, которых просматривал композиторские работы Гайдна и давал ему ценные указания. Гайдн за это аккомпанировал на уроках пения, которые давал Порпора своим ученикам и даже выполнял обязанности слуги.

В середине 50–х годов Гайдн начинает создавать струнные квартеты, этому способствовало его знакомство с Карлом Фюрнбергом, большим любителем музыки, в усадьбе которого устраивались домашние камерные концерты. Гайдн принимал в них активное участие в качестве скрипача. В это время Гайдн создает около 20 квартетов.

В его ранних квартетах нередко можно еще встретить и 5 частей и 3 части, но постепенно начиная с 17 квартета прочно устанавливается 4-х частная структура, которой почти всегда будет в дальнейшем придерживаться Гайдн.

Уже в этих квартетах можно ощутить новизну, народность интонации, широкое использование гомофонии, введение мелодии октавами, что будет весьма характерно в дальнейшем для квартетов и симфоний Гайдна. Все эти новшества не раз подвергались насмешкам и нападкам со стороны некоторых слушателей, поэтому поводу один из критиков позднее писал:

"Уже его первые квартеты ставшими известными около 1760 года произвели всеобщую сенсацию, одни смеялись и радовались, господствующим в них необыкновенной наивности и бодрости, другие кричали о неслыханных октавах, но скоро привыкли вопреки всем крикам к этой манере".

Карл Фюрнберг в домашних концертах, которого Гайдн принимал участие, рекомендовал его венскому аристократу в Чехии и любителю музыки графу Йозефу Францу Морцину, у которого была своя небольшая капелла. Эта небольшая капелла отличалась хорошим составом исполнителей. У Гайдна появилась возможность проверять на практике сочиненные им произведения, что было очень важно для его дальнейшего композиторского роста.

В эти годы Гайдн создает свою 1 симфонию, затем в ближайшие годы еще 4. Так же, как и в квартетах в ранних симфониях, сразу устанавливается 4-х частность, нередко в этих симфониях, так же, как в квартетах, можно встретить и 3 и даже 5 частей.

Лишь с 31 симфонии Гайдн приходит к традиционному сонатно – симфоническому циклу, состоящему из 4 частей. Для первых 5 симфоний, как характерную особенность можно отметить присутствие клавесина, очевидно из-за более скромного, чем в последствии состава оркестра.

Во время службы графа Морцина, Гайдн женился, он влюбился в младшую дочь венского парикмахера Иоганна Келлера, Терезу и собрался на ней жениться, но она по неизвестным причинам, очевидно под влиянием своего брата ушла в монастырь.

Память о ней очевидно у Гайдна сохранилась до конца жизни, об этом можно судить, потому что в завещании, он выделил ей 50 флоринов, после этого опять же по непотной причине, по предложению отца несостоявшейся невесты, Гайдн женился на ее старшей сестре Марии – Анне Келлер, женщине сварливой и очень недалекой. Она могла безжалостно уничтожить сочиненное произведение Гайдна, использую нотные листы партитуры в качестве подкладок под паштеты.

У графа Морцина Гайдн прослужил недолго, около 2-х лет. Материальные трудности графа вынудили его распустить каппеллу и над Гайдном нависла угроза остаться без постоянного заработка.

Но вскоре он получает предложение от очень богатого и влиятельного венгерского магната князя Пауля Антона Эстергази (правил с 1734 по 1762). Он пригласил Гайдна на работу в качестве заместителя, его стареющего капельместера Грегора Вернера.

Князь Эстергази был образованным человеком, большим любителем музыки, он любил не только слушать музыку, но и сам играл на скрипке, виолончели. Князь заключил с Гайдном в мае 1761 года очень подробный контракт, по которому Гайдн получил должность 2 капельмейстера каппелы Эстергази. По договору, который подписал Гайдн, у него было множество обязанностей:

  • Являться на работу в белых чулках и чистом белье
  • Вежливо обращаться с подчиненными ему музыкантами
  • Ни есть ни петь вместе с подчиненными
  • Сочинять по ведению князя, какие потребуются композиции
  • Никому не показывать сочиненные произведения, а тем более распространять их
  • Ежедневно до и после обеда, являться к князю для получения указания относительно музыки на данный день
  • Следить за сохранностью инструментов и т.д.

Подписав договор Гайдн отправился в Эйзенштадт, где находился дворец Эстергази, здесь Гайдн провел 6 летних месяцев, уезжая на зиму во дворец в Вену. В начале он жил в домике музыкантов, где было шумно и не очень удобно работать. Но затем он смог обзавестись своим небольшим домиком, где работать стало легче.

В 1762 году умирает князь Антон, владения Эйзенштадта вступает князь Николай, у которого Гайдн будет служить почти 30 лет. Князь Николай был так же большим любителем искусства, расширил состав капеллы, повысил в половину жалование Гайдну, способствовал расширению репертуара капеллы, появлению различных видов театрального, симфонического и камерного музицирования.

С этого времени начинается создание Гайдна опер и различных пьес для баритона. Баритон – это разновидность виолы, на этом инструменте любил играть князь. Уже в 60 годы имя Гайдна становится известным за пределами Австрии. Вначале во Франции, затем Англии и Германии.

В марте 1766 г. умирает Вернер старый руководитель капеллы и Гайдн становится единственным его руководителем, с этого времени и до своей фактической свободы, то есть почти 25 лет, Гайдн проводит в построенной летней резиденции в имении Эстергази.

В имении ежедневно устраивались театральные представления, оперные 2 раза в неделю. Когда стали доступны архивы семейства Эстергази, выяснилась огромная деятельность Гайдна, как оперного постановщика и дирижера.

Гайдным было поставлено около 90 итальянских опер, при чем во многие он вносил свои изменения, руководствуясь своим вкусом. В эти годы наряду с сочинениями симфоний и квартетов Гайдн создает множество клавирных сонат, очевидно к 1781 г.Относится и знакомство Гайдна с Моцартом, которое впоследствии перешло к прочной и сердечной дружбе. Моцарт называл Гайдна папой и считал себя его учеником. Гайдн в свою очередь считал Моцарта величайшим из композиторов современности.

В 1781 году были опубликованы 12 песен Гайдна, через 3 года еще 12 других. В некоторых песнях можно заметить предвосхищение Шубертовских интонаций. В сентябре 1790 года умер князь Николай Эстергази, вошедший во владения князь Антон, не был большим любителем музыки, поэтому он распустил капеллу.

К 1000 флоринов ежегодно, которые были завещаны Гайдну князем Николаем, Антон добавил еще 400, он не хотел, чтобы Гайдн устраивался к кому-либо на службу, князю было лестно, что такой маститый композитор, находится у него на службе. Гайдн оказался фактически свободный. Оглядываясь, на годы, проведенные в имении Эстергази, нельзя дать им однозначную оценку.

С одной стороны, это было зависимое положение. Гайдн должен был сочинять произведения по заказу князя, он не мог по своему желанию, никуда отлучиться, в своем творчестве ему постоянно приходилось считаться с требованиями придворного искусства, постоянно зависеть от воли князя.

Кстати, даже аплодировали зрители на концертах после исполненного произведения, ни Гайдну, а князю. С другой стороны, нельзя преувеличивать тяготы жизни и работы Гайдна. Князья Эстерхази не были грубыми и невежественными людьми, они были образованными и воспитанными и очень ценили талант Гайдна.

Имея в своем распоряжении оркестр, Гайдн мог на практике слышать, как звучат его произведения, вносить в них поправки. Кстати, говоря такой возможности многие композиторы не обладали. Шуберт, например, не слышал ни одной своей симфонии при жизни. Гайдн однажды написал, что в Эстерхазе он хотел бы жить и умереть.

Гайдн переезжает в Вену, поселяется в доме своего друга, Иоганна Хамбергера и начинается новый период его жизни. Вскоре к Гайдну приехал антрепренер Иоганн Соломон – выдающийся скрипачи концертный предприниматель.

Он стал уговаривать Гайдна заключить контракт на поездку в Англию. По этому контракту Гайдн должен был сочинить 6 симфоний, оперу, 20 других музыкальных произведений и выступать в концертах.

Получив согласие князя Антона на свой отъезд Гайдн решил подписать контракт. Многие отговаривали Гайдна от этой поездки напоминая ему о возрасте. Моцарт тоже отговаривал Гайдна от этого: «Папа, говорил он, ведь у нас нет воспитания для большого света, плохо знаете языки».

На что Гайдн отвечал – его язык понимают во всем мире. Гайдн никогда не выезжал за пределы Австрии ему очень хотелось посмотреть мир. Кстати, в день отъезда в 1790 г. Моцарт провожал Гайдна и высказал свои тяжелые предчувствия, что видит Гайдна в последний раз. Эти предчувствия к сожалению, оправдались, во время пребывания Гайдна в Англии Моцарт умер.

В последний день декабря 1790 г. Гайдн с Соломоном прибыли в Кале – это самый близкий к Англии портовый город, откуда отправлялся паром в Англию. Свои впечатления Гайдн описывал так:

«Во время переправы я оставался на палубе корабля, чтобы вдоволь насмотреться на море, это чудовищное животное, пока не было ветра я не боялся, но под конец, когда разошелся все усиливающий ветер, я увидел приближающиеся высокие волны, мною овладел небольшой страх и вместе с ним небольшое недомогание, но я преодолел все это, большинство пассажиров были больны и выглядели, как приведение. Вы наверное знаете, что многие страдают. Так называемой морской болезнью, когда людей тошнит из-за качки, поэтому люди имеют болезненный вид".

Гайдну в Англии был оказан очень радушных прием. Фамилия Гайдна постоянно появлялась во многих английских газетах, все концерты имели большой успех. В Англии Гайдн ближе знакомится с музыкой Генделя, что впоследствии способствовало развитию ораториального творчества Гайдна.

В 1791 году в Оксфорде Гайдн был возведен в сан доктора музыки, он гордился этим званием, но с присущем ему юмором описывал, что, следуя правилам ему пришлось 3 дня ходить по улицам в докторской мантии.

Осенью 1791 года Гайдна хотела переманить другая концертная организация, руководимая Крешером. Гайдну обещали более высокий гонорар, но Гайдн не стал изменять обязательствам своего контракта. Не обошлось и без интриг, соперники стали распространять через газеты, что Гайдн старый и не может сочинить уже ничего интересного.

Они пригласили из Арнсбурга бывшего ученика Гайдна Саплиэля, но эта затея не удалась. Плейльз с большим уважением отозвался о Гайдне и даже включил в свой концерт, одну из симфоний Гайдна. А Гайдн к каждому очередному концерту стал сочинять новое произведение.

В конце 1791 года пришло известие о смерти Моцарта. Гайдн в одном из писем писал: «Я бы долгое время не в себе из-за его смерти». Он написал письмо жене Моцарта, предлагал безвозмездно заниматься с ее сыном композицией.

До конца дней Гайдн, не мог забыть эту смерть, не мог без слез вспоминать об этом. Пробыв в Англии 18 месяцев, Гайдн отправился домой, заехав в Бон он познакомился с Бетховиным, они договорились, что Бетховен приедет в Вену и будет брать уроки у Гайдна. Эти уроки начались в конце 1792 года, но продолжились не долго.

Молодой Бетховен относился с некой недоверчивостью к Гайдну, а Гайдн не понимал и не принимал бунтарских идей огненного темперамента Бетховена. И в тоже время несмотря на разницу взглядов их художественных вкусов, они с уважением относились друг к другу.

В конце 1793 года Гайдн заключил второй контракт с Соломоном на поездку в Англию. И в начале 1794 года отправился туда. Прибыв в Англию Гайдн узнал о смерти своего князя Антона и что его место занял князь Николай, это был уже 3 князь Эстерхази, у которого служил Гайдн, а всего Гайдн служил у 4 князей.

Второе пребывание Гайдна в Англии мало чем отличалось от первого. Его слава еще больше возросла. Гайдн создает еще 6 симфоний, которые вместе с предыдущими 6 симфониями, называются 12 Лондонских симфоний. Они являются вершиной его симфонического творчества. Король и Королева хотели, чтобы Гайдн остался в Англии. Но он вежливо отклонил их предложение.

В августе 1794 года Гайдн покинул Лондон и отправился домой. Поражает количество произведений, сочиненных Гайднам за время этих 2 поездок, около 280 произведений, написанных 770 страниц.

В 1796 году Гайдн возобновляет службу в Эстерхази, правда в значительно более скромных размерах. Князь Николай, пришедший после Антона, оказался значительно большим любителем музыки, и Гайдн периодически приезжает из Вены в Эйзенштат, сочиняет для князя главным образом мессы, в которых достигает большого мастерства.

После второй поездки в Англию он создает несколько квартетов, но особенно нужно отметить создание двух ораторий «Сотворение мира», «Времена года» на создание которых повлияло знакомство с ораториями Г.

Оратория – это крупное музыкальное произведение для хора, оркестра и солистов. Оратории были исполнены с очень большим успехом. С 1806 г. Гайдн ничего не писал. 27 марта 1808 года было торжественно отмечено его 76, на котором присутствовали виднейшие венские музыканты, в числе которых был и Бетховен.

Размер:
24.6 Kb
Скачали:
9

Метки к статье: музыка