Фальсификация исторических событий: история, последствия, пути преодоления

Фальсификация исторических фактов – искажение, подлог исторических событий в целях выгоды.

Проблема фальсификации возникла еще с древних времен. Уже тогда появилось понимание, что выдача ложных фактов за достоверные является очень эффективным способом для дискредитации неугодных личностей или же событий.

Со временем данная техника продолжила свое развитие, порождая массу неверных, ложных данных. В частности, нельзя не отметить фальсификацию истории Российского государства, осуществляемую учеными из недружественных, иностранных государств.

Такие люди опираются на так называемую "Альтернативную историю", пытаются представить невообразимые и порой даже смешные версии за достоверные факты. Чего только стоит множественная фальсификация событий Великой Отечественной войны в попытках приуменьшить роль Советского союза в победе над Германией.

Из всего этого возникает закономерный вопрос: какие стремления подталкивают людей к о чернению истории?

Итак,

фальсификация истории - намеренное искажение исторических событий, имеющее в своем основании различные причины: политические, коммерческие и националистические

Основные методы фальсификации истории

  1. Подробное описание локального исторического эпизода без привязки к целой картине происходивших событий.
  2. Смешение правды и лжи.
  3. Отрицание важных, определяющих фактов истории.
  4. Вырезание ключевых факторов
  5. Внедрение ложных систем знаний.

Разберем причины более подробно.

Политические причины

Цель: фальсификации документов нужных для внутренней и внешней политики.

Одним из таких примеров является так называемый "Константинов дар". Этот документ являлся подложным дарственным актом римского императора Константина Великого римскому папе Сильвестру.

Этот документ использовался как источник оснований для претензий на верховную власть не только в Церкви, но и на высший сюзеренитет и политическое могущество в Европе времен средневековья. Современное информационное общество стало еще более уязвимым для распространения всевозможных фальсификаций. Особую роль в этом играют СМИ и сеть Интернет.

Коммерческие причины

Цель: желание прославиться и заработать на фальсификации, всегда привлекало талантливых людей, авантюристов по натуре.

Так, во второй половине XVIII века шотландский поэт Джеймс Макфе́рсон выдал за поэмы легендарного кельтского барда Оссиана, жившего в третьем веке, собственные сочинения. А в Российской империи, в начале XIX века секретарь русского посольства в Париже Петр Дубровский преподнес вывезенные из Франции древние рукописи, названные "библиотекой Анны Ярославны".

Действительно, на одной из рукописи была такая пометка. Но в результате оказалась, что пометка сделана авантюристом и мистификатором Александром Сулакадзевым, а сами рукописи, хотя и действительно подлинные, но гораздо более позднего времени.

К тому же, как оказалось владельческая надпись была сделана на рукописи XIV в. написанной на сербском языке, в то время как Анна Ярославна жила в XI веке. Одним из символов фальсификаций, имеющей коммерческий характер, на основе подделки, стала так называемая "Велесова книга".

Всплывшая после Второй мировой войны история о том, как в каком-то дворянском имении были найдены таинственные деревянные таблички с записанной дохристианской историей русского народа, стала одним из элементов уже современного мифотворчества.

Доказательством подделки "Велесовой книги" служит характер материала-дощечки (на них никогда не писали такие важные документы, главным материалом была береста и пергамент), а также отсутствие самих дощечек для экспертизы. Главный же удар был нанесен лингвистами.

Знаменитый ученый А.А. Зализняк, доказавший подлинность древнерусского памятника "Слово о полку Игореве" писал, что на фотокопии дощечек явственно читается смесь слов из славянских языков с приданием некой древнерусской архаики.

Националистические причины

Цель: создать идеологию, которая сплотит разные слои населения, на теме своего национального превосходства, или на основе обиды нанесенную соседом.

Например, после распада СССР в Казахстане в учебниках 1917-1991 года заменили эпоху социализма на эпоху тоталитаризма и диктатуры. Что изменило восприятие исторической эпохи в негативную сторону.

Далее было сформулировано, что всех казахов присоединили к Российской империи насильственным методом. Что является ложью, так как Абулхайр-хан в сентябре 1730 г. отправил посольство к русской императрице Анне Иоанновне с устной просьбой о подданстве и покровительстве.

19 февраля 1731 г. императрица Анна Иоанновна подписала жалованную грамоту Абулхайр–хану о принятии в российское подданство Младшего жуза. Принятие российского подданства правителями Среднего жуза произошло с 1731 по 1742 г.

Как распознать фальсификацию?

  • Явные противоречия в доказательствах.
  • Отсутствуют исторические источники.
  • Подлинность источника - достоверность источника. Вплоть до химического анализа носителя. (занимаются источниковеды)
  • Архивы - научные журналы. Нахождение документов в архивах и сравнение содержания с издаваемым в научно-популярных журналах. (занимаются в основном профессиональные историки)

Важно обращать внимание на:

1. Заголовок. Он не должен содержать громких названий вроде "Древний город под землей или что скрывают ученые"? Не должно быть эмоциональной составляющей, направленной на национальные, гражданские, или религиозные чувства читателя.

2. Аннотация книги. Если в ней говорится, что автор открыл тайну веков, которую стерегли и скрывали ученые, спецслужбы и государство, то такую книгу лучше положить обратно гна м магазинную полку.

3. Введение. В чисто научном издании в качестве введения выступают разделы, посвященные анализу использованных источников, документов в работе и использованных научных работ. Это показывает уровень знаний автора и его осведомленности в конкретном вопросе.

Следует насторожиться если автор начинает петь себе хвалу и осыпать заочно своих оппонентов чуть ли не во вселенском заговоре и работе на гуманоидов с Сириуса…

4. Содержание. В книге должно четко рассказываться с примерами и указаниями на источники та или иная информация. Автор не должен перескакивать с древней Руси к современности, потом обращаться к воспоминания своего детства, а потом заявлять, что русский язык является древнейшим языком на планете. Хотя такой оригинал, как Чудинов, умеет читать по-русски даже на … Солнце…

5. Концепция и методология. Это достаточно скучные вещи, но они крайне необходимы при написании научной или научно-популярной книги. Их можно сравнить с фундаментом, который держит над собой здание. Если в фундаменте допущена ошибка, то и стены, в данном случае текст, будет кривым, косым и вскоре может рухнуть.

6. Заключение. В заключении сводятся все выводы по главам и дается общая оценка рассмотренного материала. Отметим, что в российской науке сложилась традиция говорить о себе во втором лице "мы рассмотрели".

Поэтому если отечественный автор начинает безудержно себя восхвалять и ругать неких внутренних и внешних врагов, не обосновывает свои выводы ссылками на источники и документы, то следует отнестись со скепсисом и к идеям, изложенным в книге и потратить время и деньги на что-то более полезное.

На фоне оголтелого переписывания истории в странах Восточной Европы и Прибалтики, которое осуществляется при поддержке Европейского Союза и США, в России все чаще стали говорить о том, что пора законодательно защитить историю Отечества и память о ее героях.

В 2020 году этот процесс завершился внесением поправок в Конституцию страны. Среди них были и те, что касались защиты истории. Часть 3 ст. 67 гласит: "Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды.

Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается". В ст. 67 также появилась новая часть 2, где сказано, что Россия объединена тысячелетней историей и сохраняет память предков, "а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство".

По своей сущности фальсификация является отрицательным деянием, которое не только понижает авторитет автора, занимающегося подлогом, но и разрушает истинную историю государства, на которое направлен этот подлог. Любой народ имеет право на собственную историю становления, на достоверность событий, произошедших в прошлом, зная все это, народ остается единым и сильным. Любой человек, занимающийся фальсификацией, является слабым, не уважающим ценности своего и чужого народа.

Таким образом, результатом фальсификации можно считать переписывание исторических фактов путем подлога сведений. Это непременно ведет к потере истинных знаний, накопленных столетиями.

Размер:
20.5 Kb
Скачали:
3

Метки к статье: история