Кто такой "Воспитатель"? В чем смысл его работы? Какой вклад он вносит в судьбу каждого ребенка? На эти и многие другие вопросы я пытаюсь найти ответ ежедневно. Стараюсь понять, а правильный выбор ли я сделала, выбрав эту профессию…
У каждого из нас свой жизненный путь, который состоит из проб и ошибок, взлетов и падений, познания новых знаний и усовершенствование накопленного опыта. Так кто же такой "воспитатель"? Постараюсь ответить на этот вопрос.
Считаю, что воспитатель – это одновременно психолог, мама, друг, союзник и первооткрыватель. Ведь я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому ребенку, помочь раскрыть его внутренний мир, привыкнуть к детскому саду и обрести здесь новых друзей. Необходимо любить всех детей одинаково. Любознательных и замкнутых, добрых и упрямых, капризных и непоседливых.
Отдавать частичку себя каждому из них и при этом ничего не требуя взамен. За что можно любить ребенка? За его пытливый взгляд, за любопытство и тысячу вопросов в минуту, общаться с ним на равных и видеть в каждом из них индивидуальность и личность.
Что для этого необходимо? В душе всегда оставаться ребенком. Находиться каждый день и каждый час в стране детских сказок и фантазий. Приходя на работу, я вижу ежедневно детские распахнутые глаза. А в них ожидание от меня чего-то нового и неизведанного. Когда сразу несколько ребят одновременно пытаются рассказать, что у них произошло за вечер. А выслушать стараешься каждого и дать обратную связь. Не скрою, что я с удовольствием играю с детьми в подвижные игры, провожу различные исследования, рисую на асфальте и строю замки из песка.
В детском саду дни не похожи друг на друга. Мою работу нельзя назвать рутинной. Вчера присутствовали на празднике, где спасали от Кикиморы настоящую русалку и возвращали ее отцу – морскому царю Нептуну. Сегодня к нам в гости пришли пожарные. Ребята увидели полную экипировку и оснащение автомобиля. Пообщались со своими героями огнеборцами, получили грамотные и доступные ответы на свои детские вопросы.
А завтра мы превращаемся в маленьких исследователей и проводим настоящие опыты. Можем устроить извержение вулкана, увидеть круговорот воды в природе или рисовать ватными палочками на цветном молоке. И так изо дня в день. Познаем новое, экспериментируем, рисуем, танцуем, лепим, учимся общаться со сверстниками и взрослыми. Учимся жить!
Наши дети подобны "губке", они впитывают всю информацию, которую слышат. Копируют поведение взрослых. Поэтому я стараюсь общаться со своими воспитанниками так, как я хотела, чтобы окружающие люди относились к моим детям. Разговариваю с ними ласково и доброжелательно. Слежу за тем, чтобы со своими сверстниками ребята общались вежливо и приветливо. Хотя мы знаем, что дети очень разные. Иногда бывает нелегко донести до них необходимую информацию, благодаря которой они смогут жить в гармонии с окружающим миром.
Важно показать своим личным примером, как с помощью доброты, жизнерадостности, справедливости можно добиться больших высот. Но, как известно, лодка хорошо плывет, если грести двумя веслами одновременно. Поэтому только с поддержкой семей воспитанников можно получить данный эффект. Воспитателю нужно обладать такими качествами как компетентность, тактичность, уметь видеть в родителях полноправных партнеров и союзников. Когда взаимосвязь между родителями и воспитателем налажена и работает на 100%, тогда и ребенок получит большую поддержку, и его опыт будет только расти и крепнуть с каждым днем.
Но и это еще не все! Как известно, мир не стоит на месте. Все совершенствуется, открываются новые горизонты, вводятся новые технологии. Поэтому воспитатель должен идти в ногу со временем. Осваивать новейшие, инновационные методы и формы работы, но при этом не забывать старые обычаи и традиции наших предков.
На своем опыте могу сказать, что воспитатель – это уникальная профессия. Почему? Все элементарно. Люди, которые работают педагогами, умеют все! Они одновременно совмещают в своей профессии несколько. Это первоклассные психологи, садоводы, швеи, маляры, танцоры, артисты, художники, творческие и креативные личности. С помощью наших рук и фантазии оживают стены в детском саду. На них появляются сказочные картины. Территория детского сада переливается яркими красками садовых цветов.
В группе появляются костюмы различных персонажей. На утренники приходят разнообразные герои: от Бабы Яги до Инопланетянина. Несомненно, это не легкий, но одновременно увлекательный труд. И это только малая часть интереснейшей профессии!
Мы можем наблюдать неоднократно, как на наших глазах неуклюжий малыш взрослеет. И вот он уже становится первоклассником и идет с гордо поднятой головой в школу. Именно в детском саду закладываются азы дружбы между сверстниками, уважение к старшим, понимание окружающего мира. Эти темы мы затрагиваем с детьми не раз. Необходимо чтобы дети научились делать выводы, правильно оценивать различные поступки людей, обучились доброжелательности.
Для меня воспитатель должен обладать следующими качествами:
В - вежливость
О - обучаемость
С - справедливость
П - профессиональность
И - изобретательность
Т - тактичность
А - аккуратность
Т - терпимость
Е - естественность
Л - любознательность
Ь – мягкость
И только в совокупности данных качеств педагога, можно обучить детей всему вышеперечисленному, подарить им частичку себя. В заключении хотелось привести цитату К. Гельвеция "Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников".