Триумф пиявок

Однажды в американском городе Медфорде бродячая собака набросилась на десятилетнего мальчика и откусила ему часть правого уха. После десяти часов напряженной работы под хирургическим микроскопом доктору удалось соединить разорванные сосуды — артерию и четыре вены. Однако из-за невосстановленного полностью кровообращения ухо через несколько дней посинело, затем стало фиолетовым. Нужно было принимать срочные меры. О вторичном хирургическом вмешательстве и речи быть не могло — вены еще не зажили. И тогда доктор Эптон вспомнил о пиявках.

Неожиданно выяснилось, что в США пиявки — острый дефицит. К счастью, лечащему врачу удалось связаться по телефону с английской компанией «Био-фарм» в Уэллсе, откуда самолетом срочно доставили медицинских пиявок.

Первая же приложенная пиявка немедленно присосалась к верхнему кончику уха мальчика. Тело ее свернулось дугой, стало заметно пульсировать. Несколько дней круглосуточно трудились восемь пиявок, активно отсасывая излишнюю кровь, после чего мальчик выписался из больницы с заросшим ухом. Ну а газеты по всей стране распространили весть о триумфе пиявок.

При подобных операциях микрохирурги обычно без особого труда находят и сшивают артерии, обладающие толстыми стенками, а вот с венами дело обстоит гораздо сложнее. После операции в них часто образуются тромбы переизбыток крови в сосудах прооперированного органа нередко грозит отторжением тканей. Вот тут-то и выручают пиявки. Выполняя роль кровеносных клапанов, они отсасывают излишнюю кровь, пока в больном месте вновь не образуются микрокапилляры и не восстановится кровообращение. При этом пиявка выделяет обезболивающие вещества и антикоагулянты, благодаря чему кровь не свертывается в течение двенадцати часов, а рана меньше болит.

Этих животных используют также для лечения некоторых глазных болезней, высокого кровяного давления, тромбозов вен. В тропических болотах обитает гигантская пиявка длиной до 46 сантиметров. Она хорошо развивается в неволе, и ученые, исследующие работу нервной системы, используют болотного гиганта как подопытное животное.

На ферме в Уэллсе в темных помещениях при определенном уходе живут до 50 тысяч пиявок различных видов. Фактически это лечебный Центр, где с помощью пиявок восстанавливают пошатнувшееся здоровье многих пациентов. Ферма не только продает пиявок медицинским учреждениям. Сотрудники лечебного Центра научились «доить» животных — получать их слюну, а из слюны извлекать ферменты — белки, ускоряющие обмен веществ в организме. Так, слюнные железы европейской медицинской пиявки вырабатывают гирудин — белок, задерживающий свертывание крови; амазонская пиявка дает хеметин, способный растворять даже тромбы; антистазин, выделяемый слюнными железами мексиканской пиявки, замедляет свертывание крови и действует на другие процессы кровообращения; у некоторых видов пиявок есть оргелаза - вещество, ослабляющее клейкие ткани между клетками.

У пиявки-кровососа во рту есть своеобразный хоботок, которым ока прокусывает кожу любого животного, даже гиппопотама и крокодила. Например, одна из них питается кровью лягушек. Она почти что всю жизнь проводит на теле лягушки и покидает ее лишь в период размножения.

Высасываемая кровь поступает в среднюю кишку пиявки, где долгое время не свертывается. Переваривание идет постепенно. У молодой пиявки отсосанная кровь переваривается 3 — 5 месяцев, а у пожилой года полтора. Насосавшись досыта, пиявка нападает на очередную жертву обычно через 2 — 4 месяца, чтобы подкормиться свежей кровью, но настоящий аппетит приходит к ней намного позже. Пиявка даже около двух лет может обходиться без пищи. Она устойчива и к засухе. Если водоем пересыхает, пиявка зарывается во влажный грунт и выбирается оттуда лишь во время дождя.

Однако большинство пиявок питаются не кровью, а предпочитают охотиться на водяных насекомых, рачков, червей. У таких пиявок на обоих концах есть либо присоски, при помощи которых они ловят жертву, либо подобие челюстей или хоботка.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!