Сложные вопросы ЕГЭ по русскому языку. Работа с заданием № 4

Современный русский язык обладает богатым запасом средств выразительности. Несмотря на развитие различных разделов русского языка, в данный момент наблюдается снижение уровня культуры речи в современном обществе.

Актуальной проблемой является и пренебрежительное отношение к нормам литературного языка, в частности к акцентологическим нормам. Многие факторы влияют на снижение культуры речи школьников. Исходя из вышесказанного становится понятно, что лингвистическое воспитание подрастающего поколения возложено на учителей.

Но актуальной проблемой школы является то, что согласно программе по русскому языку на уровне основного общего образования, подготовленной на основе ФГОС ООО, обучение акцентологическим нормам происходит только в 5 классе при изучении раздела "Система языка".

Диагностика акцентологических норм производится с 5 по 8 класс в написании Всероссийской проверочной работы, в 9 классе эти знания проверяются на итоговом устном экзамене, а в 11 – на ЕГЭ.

Потребность в совершенствовании речи подростков, в развитии акцентологических норм велика, при этом недостаточно количества методической обеспеченности уроков и количества уроков, целенаправленно отводящихся на изучение орфоэпических норм. (1 урок в 5 классе)

Столкнувшись с этой проблемой, работая в 9-10 классах, я решила разнообразить уроки и самостоятельную подготовку к урокам учащихся, разработав комплекс акцентологических упражнений, отличительной особенностью которых является красочность, образность, акцент на звуковое восприятие и ассоциативность.

Работа с карточками – новый метод, обретший популярность во многих сферах образования. С одной стороны слово прописано без ударения, на обратной – с ударением. Двусторонние карточки позволяют сделать акцент на зрительную память, произношение.

Двусторонняя карточкаДвусторонняя карточка

Также это упражнение создано и на сайте "Wordwall", чтобы можно было практиковаться в любое время.

Онлайн упражнениеОнлайн упражнение

Этим же целям и соответствует следующее онлайн-упражнение, созданное на сайте "Learningapps" с возможностью прослушивать верный ответ.

Задание на сайте "Learningapps"Задание на сайте "Learningapps"

Для учащихся были разработаны карточки, носящие наглядно-образный характер, с опорой на конкретные представления и образы. Далее ребята самостоятельно придумывают ассоциацию для легкого запоминая ударного слога.

КарточкаКарточка

Стихотворения-запоминалки получили большую популярность в работе с 4 заданием. Ребятам как предлагаются готовые варианты стихотворений, так и предлагается сочинить их самостоятельно.

Мама дочку баловАла,
Вместо супа торт давала.

Настроение поднимите,
Нарисуйте вы граффИти.

Данные упражнения проходят апробацию в нашей школе и приносят свои плоды: интересные интерактивные упражнения, направленные на развитие языковой и речевой культуры, творческой речевой деятельности, повышение интереса к предмету, обеспечили изменение показателей освоения акцентологических норм учащимися 5-11 классов в лучшую сторону.

Размер:
97.46 Kb
Скачали:
7

Метки к статье: ЕГЭ, русский язык