Урок-деловая игра для 10 класса "Создание малого предприятия"

Цель урока: сформировать представление о предпринимательстве и знакомство с профессией предпринимателя.

Задачи:

  • получение представлений о предпринимательстве, как особой форме экономической активности, понимание значения понятия "предприниматель", знание определений "Предприниматель";
  • определить сущность предпринимательской деятельности людей;
  • совместно найти ответы на проблемные вопросы: кто такие предприниматели, какие качества личности необходимы предпринимателю.

Форма проведения: урок - деловая игра.

Подготовка: класс разбит на 4 группы – отделы: "Строительный", "Бухгалтерский", "Производственный", "Отдел маркетинга". Все "сотрудники" отделов (члены команд) подчиняются непосредственно "начальнику" своего отдела, а также "руководителю фирмы" - учителю математики и обществознания.

Ход урока

Организационный этап

Дж. Уотсон когда-то сказал: "Бизнес – это игра, величайшая игра в мире – если вы знаете, как в нее играть".
- А кто же участники этой игры? Бесспорно, главная роль здесь отводится предпринимателям.

- Предпринимательская деятельность была и остается привлекательной для молодежи, поскольку ассоциируется с экономической свободой, возможностью самостоятельно принимать деловые решения, достичь личностного успеха и материального благосостояния. Однако на предпринимателя нельзя выучиться в вузе, и нет такой специальности – "успешный бизнесмен".

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока… (формулировка темы)
- Какие цели мы поставим перед собой? (формулировка целей)
- Как можно стать предпринимателем, любой ли человек может достичь успеха в предпринимательской деятельности?

- Предприниматель – это профессия или призвание?
- Давайте все вместе попробуем дать ответы на эти вопросы. Тем более что это цель нашего урока.

- Предприниматель должен знать правила этой игры. Сегодня мы будем создавать спортивный клуб для оздоровления населения и для извлечения прибыли.
- Давайте представим, что мы все являемся предпринимателями и у нас имеется стартовый капитал 400 тыс рублей. Нам нужно понять, как лучше распорядиться этими средствами и сможем ли мы открыть свое дело.

- Нам нужно подсчитать общие затраты на открытие "спортивного клуба". Как вы думаете, что нам необходимо сделать и на что потратить имеющиеся средства? (Ученики отвечают)

  1. найти подходящее помещение и отремонтировать его;
  2. подключить средства связи;
  3. подсчитать затраты на покупку спортивного инвентаря;
  4. рассчитать зарплату работников.

- Значит у нас сегодня будут работать 4 отдела:

  • строительный;
  • маркетинговый;
  • отдел закупок;
  • бухгалтерский.

- Каждая группа учащихся представляет отдел созданной нами фирмы. Руководитель отдела получает задание, организует работу группы по поиску решения. Решение записывается в тетрадь. (Обсуждают, делают, вывод)

1. Строительный отдел

(Рассчитывает стоимость ремонта арендуемого помещения)
Какую сумму придется заплатить бригаде строителей за ремонт офиса, длина которого 8 м, ширина 6 м, высота 2,5 м, если ремонт квадратного метра стен стоит 450 рублей, пола – 600 рублей, потолка – 400 рублей, при этом офис имеет одну дверь и одно окно. Ширина двери – 1 м, высота – 2 м. Ширина окна - 2 м, высота – 1,5 м, ремонт которых не предусмотрен?

Решение:

  1. (6 + 8) * 2*2,5 – 1 * 2 – 2*1,5 = 70 - 2 – 3 = 65 м2 – площадь стен без окна и двери.
  2. 65 * 450 = 29250 рублей стоит ремонт стен.
  3. 8*6*600 = 28800 рублей стоит ремонт пола.
  4. 8*6*400 = 19200 рублей стоит ремонт потолка.
  5. 77250 рублей стоит ремонт офиса.

Ответ: 77250 рублей.

2. Отдел маркетинга

(Рассчитывает стоимость подключения средств связи и расходы на повышение квалификации сотрудников)
Для осуществления маркетинговых мероприятий необходимы средства связи: телефон и Интернет. Телефонная компания предоставляет на выбор три тарифных плана.

Тарифы телефонной компанииТарифы телефонной компании

Фирма выбирает наиболее дешевый тарифный план, исходя из предположения, что общая длительность телефонных разговоров составит 650 минут в месяц. Какую сумму она должна будет заплатить за месяц, если общая длительность разговоров за месяц будет равна 650 минут? Ответ дайте в рублях.

Решение:

  1. 135 + 650 * 0,3 = 330 рублей при тарифе "Повременный".
  2. 255 + 200 * 0,28 = 311 рублей при тарифе "Комбинированный".
  3. 380 – тариф "Безлимитный".

Ответ: 311 рублей.

Интернет-провайдер (компания, оказывающая услуги по подключению к сети Интернет) предлагает три тарифных плана.

Тарифный план

Абонентская плата

Плата за трафик

План «0»

Нет

2 руб. за 1 Мб

План «500»

525 руб. за 500 Мб трафика в месяц

1 руб. за 1 Мб сверх 500 Мб

План «900»

738 руб. за 900 Мб трафика в месяц

0,4 руб. за 1 Мб сверх 900 Мб

Пользователь предполагает, что его трафик составит 800 Мб в месяц и, исходя из этого, выбирает наиболее дешевый тарифный план. Сколько рублей заплатит пользователь за месяц, если его трафик действительно будет равен 800 Мб?

  • По Плану "0" пользователь потратит 2 800 = 1600 руб. в месяц за 800 Мб трафика.
  • По плану "500" он потратит 525 руб. абонентской платы за 500 Мб и 1 300 = 300 руб. сверх того. Поэтому полная плата в месяц составит 525 + 300 = 825 руб.
  • По плану "900" пользователь потратит в месяц за 800 Мб трафика 738 руб.

Наиболее выгодный вариант составляет 738 руб.

Ответ: 738.
Итого: 738 + 311=1049

3. Отдел закупок

(Рассчитывают стоимость тренажеров для спортивного клуба)
Решить задачу и внести данные в таблицу.

Задача. Спортклубу необходимо купить 6 тренажеров у одной из трех фирм. В таблице приведены цены и условия доставки. Во сколько рублей обойдется самая дешевая покупка с учетом доставки?

Фирма

Стоимость одного тренажера  ( в рублях)

Стоимость доставки

от всей покупки

Цена всей покупки

с учетом доставки

1

            17 000

           5 %

 

2

            15 000

           7 %

 

3

            18 000

           3 %

 

Решение:

  1. 17000*6=102000+5100=107100
  2. 15000*6=90000+6300=96300
  3. 18000*6=108000+3240=111240

Итого: 96300

4. Бухгалтерский отдел

(Рассчитывает НДФЛ, заработную плату, планируемую прибыль и определяет банк в котором выгоднее взять кредит)

Налог на доходы составляет 13 % от заработной платы и 1% профсоюзные взносы. Заработная плата сотрудника равна 21 000 рублей. Сколько рублей получат после удержания налога на доходы и профсоюзных взносов 10 сотрудников фирмы?

Решение: (21000 - 21000 * 0,13 - 21000 * 0,01)*10 = 180600 рублей получит сотрудник.

Ответ: 180600 рублей.

Отчет о проделанной работе

  • строительный 772500 рублей.
  • маркетинговый 1049 рублей.
  • отдел закупок 96300 рублей
  • бухгалтерский 180600 рублей

Итог: 355199 рублей.

- Хватает ли нам стартового капитала для открытия "спортивного клуба"?
- Давайте подумаем, что, помимо стартового капитала необходимо предпринимателю, какими качествами должен обладать человек, чтобы успешно заниматься предпринимательской деятельностью? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте составим синквейн на тему "Предприниматель".

Составление синквейна

- Давайте вспомним, что такое синквейн. (ответы учащихся)

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема. (существительное)
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия. (прилагательные)
  • Третья строка. 3 слова – действия. (глаголы)
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме. (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
  1. Предприниматель.
  2. Решительный целеустремленный ||| самостоятельный рискованный.
  3. Реализует организует планирует ||| управляет производит использует.
  4. Деятельность направленная на получение прибыли ||| самостоятельно организующий свою деятельность.
  5. Бизнесмен ||| капиталист.

Итог урока

- Рассмотренные на уроке задачи проиллюстрировали вам, как при помощи математического аппарата возможно моделирование практической деятельности в реальной жизни, ее отдельных сторон, качеств и областей.- На сегодняшнем уроке мы реально увидели связь между экономикой и математикой.

Размер:
60.66 Kb
Скачали:
34

Метки к статье: игра, задачи, 10 класс