В статье речь идет об использовании новых образовательных технологий на примере образовательного квеста, раскрывающего метапредметные связи и развивающего коммуникативные навыки обучающихся.
Ключевые слова: современные образовательные технологии, квест, коммуникативные навыки.
Федеральный закон "Об образовании" гласит, что в образовательных организациях осуществляется инновационная деятельность "в целях обеспечения модернизации и развития с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере образования".
В связи с этим образовательные организации осуществляют инновационную деятельность, разрабатывая и внедряя новые технологии. К современным инновационным технологиям можно отнести технологию образовательного квеста, который помогает раскрывать межпредметные связи в образовательном процессе, развивать коммуникативные навыки обучающихся, умение работать в команде, дают возможность развивать творческие способности, проявлять себя в нестандартных ситуациях, взаимодействовать в микросоциуме.
Квест как игра очень популярен среди современной молодежи. Поэтому современные педагоги используют квест как образовательную педагогическую технологию. Квест можно использовать в различных областях образовательных наук: история, география, литература, иностранный язык и другие. В своей практике мы объединили естественные науки: биологию, физику и химию, создав квест "Эхо наук".
Цель: развить коммуникативные навыки, привить интерес к естественно-научным предметам.
Задачи:
Создается три команды "Биологи", "Физики", "Химики". В каждой команде 5 человек. Возрастная категория 7-11 класс. У каждой команды будет свой маршрут, о котором участники не знают. В течение 3-х минут команды должны придумать название и выбрать капитана.
Ведущие объясняют правила игры. Игра проводится в несколько этапов на скорость. Во время игры команды перемещаются по зданию школы. При успешном прохождении этапа команда получает подсказку для прохождения в следующий этап. Побеждает команда, которая быстрее пройдет все этапы и придет к финишу.
Во время игры командам запрещается общаться между собой и пропускать этапы. Прохождение этапов командами контролируют независимые наблюдатели. На финише команду - победителя встречают организаторы игры. Команда награждается грамотой и переходящим кубком.
Командам предлагается решить по одной задаче. Ответом будет являться номер кабинета для прохождения следующего этапа.
Например, задача "Физикам": К неподвижному телу массой 20 кг приложили постоянную силу 59,8 Н. Какой путь пройдет тело это тело за 12 с? Конечный ответ выразить в метрах, округлив до целых. (215)
Выполнение физического эксперимента "Физики", химического эксперимента - "Химики", биологического - "Биологи". Результаты экспериментов – ключи к следующему этапу.
Например, эксперимент "Химикам": Собрать приборы для получения 2 разных газов. Собрать газы любым методом и доказать их наличие. Провести и написать химические реакции, сложить все коэффициенты, сумму увеличить на 104 - это подсказка к следующему этапу. (115)
Команды разгадывают кроссворды по предметам, находя кодовые слова, являющиеся ключами к следующему этапу. Предлагается найти эти слова на кабинетах, в которых пройдет следующий этап.
Например, кроссворд "Биологам":
Ответ на цифру 3 – направляет в кабинет.
Командам предстоит отгадать слово, используя текст – подсказку, найти этот предмет (или его изображение) в кабинете и ключ к следующему этапу.
Например, текст "Биологам": "Этот вечнозеленое тропическое дерево высотой до 40 м с крупными кожистыми блестящими овальными листьями. Родина – Индия и Индонезия. В буддийской религии - это космическое дерево. Цветы и несъедобные плоды мелкие и невзрачные. В древности из него можно было получить каучук, которого в соке растения - 15%. Сегодня используют как комнатное декоративное растение. Что это за растение? Найдите его". (фикус каучуковый)
С помощью подсказок, расположенных в аудитории, собрать полный текст, отгадать фамилию философа, связанного с тремя науками. (Аристотель) К числу букв фамилии философа необходимо прибавить 200 и направиться в кабинет с этим номером.
Текст: "Был сторонником умеренной демократии, и был убежден, что политическое устройство должно иметь три ветви: судебную, административную и законодательную. Он считал, что все живое имеет душу. Однако мнение о переселении душ философ категорически опровергал. Он предложил собственную систему мира, впервые создал физику, определяя ее основное понятие – движение, а в биологии раскрыл суть анатомии животных, описал механизм движения. Он уделял особое внимание значению наблюдения и опыта. Он открыл собственную философскую школу в Афинах. Был наставником Александра Македонского. Назовите ученого". (Аристотель)
Финиш. Организаторы поздравляют победителей и вручают призы.
Данный квест основан на принципах активности обучаемых, опоре на работу в группе, в которую возможно привлечение учащихся с разным уровнем освоения знаний. Совместная деятельность подразумевает, что каждый из них вносит свой вклад, идет обмен идеями, знаниями и опытом, осуществляется взаимодействие и взаимная поддержка. Иными словами, квест создает среду образовательного общения, которая характеризуется открытостью, равенством, возможностью взаимодействия.