Занятие сопровождается презентацией, приложением.
Мероприятие для учащихся 8-9 классов проводится после проведения викторины по былинам и знакомства учащихся с былиной «Первая поездка Ильи Муромца в Киев» (из сборника Кирши Данилова). Мероприятие можно провести и в 8 классе после изучения стихотворения А. К. Толстого «Илья Муромец» (учебник Т. Ф. Курдюмовой).
Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «Мир русских былин» 8-9 класс
Цель: 1. Заинтересовать, пробудить интерес к русской старине, устному народному творчеству, расширить общий кругозор учащихся.
2. Воспитывать гражданские чувства учащихся на примере богатырства Ильи Муромца как особого вида служения Родине и обществу.
Оборудование: презентация; подключение к сети Интернет; оформление кабинета.
Ход мероприятия.
1-й ведущий. Здравствуйте, ребята! Любите ли вы путешествовать? (Услышать ответ участников мероприятия.) Хотите ли вы совершить путешествие? (Услышать ответ участников.) Вам, наверное, будет интересно посетить древние русские города, больше узнать о славном богатыре русском Илье Муромце, о племени вятичей, на земле которых мы, кировчане, живём.
2-й ведущий. Вы согласны? Тогда вперёд, навстречу приключениям! Слайд № 2. (После просмотра слайда.) Что это за необычный напев?
3-й ведущий. Это былинный напев. В древности сказители подыгрывали себе на гуслях, намного позже былины стали исполняться речитативом. При исполнении былин сказители использовали всего несколько мелодий, но они обогащали своё пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.
1-й ведущий. Перед тем как отправиться в путешествие, послушайте гусли, а заодно и узнаете, от какого слова произошло слово «гусли». Слайд № 3.
2-й ведущий. А теперь отправляемся в XII век, и начнём мы путешествие из древнего города Мурома. Слайд № 4. Муром уже более 11 веков стоит на берегу реки Оки, примерно в 300 км от Москвы. Впервые в летописях Муром был упомянут в 862 году. Он старше Москвы, Владимира и Суздаля. Очень давно здесь селилось одно из угро-финских племён, называвшее себя «мурома». В X веке Муром вошёл в состав Киевской Руси и долгие годы был передовой военной позицией на её восточных границах. Для врагов, пришедших с востока, Русь начиналась с Мурома. Не случайно богатырь ИЛЬЯ МУРОМЕЦ родился именно здесь.
3-й ведущий. Жил-был в Муроме в XII веке добрый молодец Илья.
А не имел Илья во ногах хожденьица,
А во руках не имел Илья владеньица,
Тридцать лет и три года его было веку долгого.
И случились чудеса с тем добрым молодцем. В дом приходят однажды «калики перехожие», страннички. Они просят милостыню или дать им воды испить, но Илья отвечает им: «Не имею ни рук, ни ног». И тогда страннички велят ему встать и принести воды. Подчиняется Илья приказу странничков, он пьёт воду и сразу же выздоравливает. А не только он здоровье вернул, но и силу приобрёл необыкновенную. Говорят Илье калики перехожие:
Во чистом-то поле тебе да смерть не писана,
Ты не бойся, езди по чисту полю.
1-й ведущий. Страннички советуют Илье пойти в Киев, чтобы послужить князю Владимиру, постоять за землю Русскую. Говорят, что Илье нужно поднять камень неподъёмный, под которым он найдёт коня богатырского, боевое оружие и доспехи.
Пришёл к тому камени неподвижному,
На камени была подпись да подписана:
«Илей, Илей, камень сопри с места неподвижного,
Там есть конь богатырский тебе,
Со всеми-то доспехами да богатырскими.
Там есть-то шуба соболиная,
Там есть-то плёточка шелковая,
Там есть-то палица булатная».
И началась богатырская жизнь Ильи. Слайд № 5.
2-й ведущий. А жил ли Илья Муромец на самом деле? Или это всего лишь вымышленный герой русских былин?
3-й ведущий. Есть свидетельства, подтверждающие, что такой человек действительно жил в XII веке. Слайд № 6. Прототипом былинного персонажа исследователи называют исторического силача по прозванию «Чоботок», родом из Мурома. Он принял монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи и причислен к лику святых как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году). «Чоботок» был богатырём и носил своё прозвище с тех пор, как однажды отбился от врагов чёботом, то есть сапогом.
1-й ведущий. Подвиги Ильи Муромца описаны в разных былинах, но трудно определить, в какой момент своей жизни он совершил тот или иной подвиг. Лишь об одном подвиге мы точно знаем, что он был первым, – это уничтожение Соловья-разбойника. Этим подвигом начинается героическая биография русского богатыря.
2-й ведущий. Обретя силу и коня, Илья немедленно отправляется в престольный Киев, прекрасный город со множеством церквей и соборов. Он хочет «киевскому князю поклонитися», «постоять за Киев». Родители благословляют его на поездку. По пути Муромец освобождает город Чернигов от вражеской осады. «Черниговские мужички» готовы сделать его своим воеводой, но Илья отказывается. Слайд № 7. Он узнаёт, что путь от Чернигова к Киеву преграждён:
Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела.
А й по той ли по дорожке прямоезжею
Да й пехотою никто да не прохаживал,
На добром коне никто да не проезживал.
Как у той ли то у Грязи-то у Черноей,
Да у той ли у березы у покляпыя,
Да у той ли речки у Смородины,
У того креста у Леванидова
Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу,
Сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын.
А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются, -
А что есть людей - то все мертвы лежат.
Прямоезжею дороженькой - пятьсот есть верст,
А й окольноей дорожкой - цела тысяча.
3-й ведущий. Былины никогда не рисуют внешнего облика Соловья. Судя по тому, что у него есть дочери и зятья, можно говорить о его человеческой природе. Некоторые исследователи считают, что всё относящееся к свисту Соловья-разбойника, – вымысел позднейших былин. Первоначально это был чужой богатырь, враждебный Русской земле. Кто был этим богатырём? Возможно, кто-то из половцев, печенегов, хазар? (Ведь отчество у него нерусское – Одихмантьев сын.) Точного ответа у учёных нет, но есть интересные гипотезы, в том числе о местонахождении Соловья-разбойника.
1-й ведущий. Знакомясь с различными древнерусскими текстами, былинами исследователи отметили, что до половины XII в. не было прямого сообщения Киевской Руси с отдалённым Ростовско-Суздальским краем. Прямая дорога туда проходила через земли вятичей, непокорных язычников, через Брынские (Брянские) леса, которые считались непроходимыми. Поэтому ездили окружной дорогой - по верховьям Днепра и Волги. Народная богатырская былина «Первая поездка Ильи Муромца в Киев» тоже запомнила время, когда не было прямой дороги из Мурома к Киеву.
Как из славнова города из Мурома,
Из тово села Корочаева
Как была-де поездка богатырская,
Нарежался Илья Муромец Иванович
Ко стольному городу ко Киеву
Он тою дорогою прямоезжую,
Котора залегла равно тридцать лет,
Через те леса брынския,
Через черны грязи смоленския.
2-й ведущий. Значит, нелёгкое дело было проехать прямым путём. Край вятичей был глухой лесной страной; уйти в леса к вятичам значило спрятаться так, чтобы никто не нашёл. Город Брянск на Десне в самом своём названии сохранил память об этом некогда лесистом и глухом крае: Брянск – старинное название Дебрянск (от слова «дебри»).
3-й ведущий. Так вот почему Суздальская земля называлась в старину Залесской: это название дано ей Киевской Русью, от которой она была отделена дремучими лесами вятичей. В этих лесах легко можно было заблудиться и пропасть бесследно. Известный военными доблестями князь Владимир Мономах рассказывает в своём «Поучении» о благополучном походе через землю вятичей как об особом подвиге.
1-й ведущий. Киевский историк Сергей Хведченя нашёл село Девять Дубов в Брянской области, рядом с которым струится речка Смородинка. Окрест – дремучие брынские леса. Ещё в XIX веке старики-старожилы показывали место, где находилось логово душегуба Соловья, а на берегу речки – сохранившийся пень громадного дуба.
Рядом с брянским селом Девять Дубов протекает безымянная речушка, которую иногда называют Смрадной, потому что она берёт начало из болот, насыщенных сероводородом. Так что не с сортом ягоды её название связано, а со словом «смрад» – «Смрадинка». Сказались фонетические изменения в языке – полногласие и неполногласие – оро/ра. Слайд № 8. Теперь эту речку даже обычный деревенский петух может перейти без труда.
2-й ведущий. Значит, Илья Муромец имеет отношение и к нам?
1-й, 3-й ведущие. Почему?
2-й ведущий. Ну как же?! Ведь мы живём на земле вятичей. Разве вы не знаете об этом?
1-й, 3-й ведущие. Конечно, знаем.
3-й ведущий. Все знают, что вятичи обитали на территории современных Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Тульской и Липецкой областей. Археологи, которые вели раскопки в нашем Кировском районе, обнаружили большие поселения вятичей и кривичей X-XII вв. возле деревень Прудки, Высельцы, Нагорное и др.
1-й ведущий. Более двухсот лет их пытались покорить киевские князья, но безуспешно. Нестор-летописец говорит о вятичах, что они «не зная закона Божия, сами творили себе закон» и жили по «звериным обычаям». Слайд № 9.
2-й ведущий. Но это были храбрые и независимые люди, прекрасные охотники и воины, которых называли «лесными людьми». В «Повести временных лет» рассказывается, что в борьбе со степными кочевниками Великий князь Киевский Владимир привлекал для «обережения земли русской» «мужиков лучших от славян: новгородцев, кривичей, чудь и вятичей».
3-й ведущий. Вятичи долгое время оставались язычниками. В XII веке ими был убит христианский миссионер Кукша Печерский. По преданию, Кукша – сын князя вятичей Ходоты. Ходота был убит в бою с дружиной Владимира Мономаха, а Кукша привезён в Киев и отдан в монастырь. Монахи Лавры длительное время считали его язычником. Даже став иноком Иоанном, Кукша продолжал носить своё языческое имя среди братии. Кукша отправился к своим соплеменникам через непроходимые леса во Мценск. Сделал он это вполне осознанно, понимая, что ждут его муки и смерть.
1-й ведущий. Неудивительно, что былины именуют подвигом Ильи Муромца то, что он первым из Мурома в Киев проехал "дорогой прямоезжей" через земли вятичей.
2-й ведущий. На то он и храбр русский, чтобы справиться с любыми испытаниями.
3-й ведущий. Храбр?
2-й ведущий. Да. Я имел в виду богатыря. Слово «богатырь» нерусское, оно заимствовано из татарского языка. Существовали русские слова – храбр, удалец.
1-й ведущий. А я читал книгу Олега Дивова «Храбр». Это книга о мире Древней Руси, главный её герой храбр Илья. Выше всего он ценит дружбу, но долг перед Родиной для него превыше всего. Он верует в Бога, но побаивается языческих богов. Сражается любым оружием. У него хорошее чувство юмора, и он очень добрый. Прочитайте эту книгу, не пожалеете.
3-й ведущий. А что же наш Илья Муромец? Добрался ли он до Киева, ребята? (Послушать ответы участников мероприятия.)
1-й ведущий. Илья управился с Соловьём-разбойником и спешит в стольный Киев-град, хочет успеть к обедне. В дивном Киеве-граде трепещет на солнце кичливое золото церковных глав. Красота и величие древнего Киева поражали людей. Приезжие удивлялись садам, расписным теремам, широким улицам, мостовым, огромным каменным храмам. Иноземцы неслучайно сравнивали русскую столицу с Римом и Константинополем. Слайд № 10.
2-й ведущий. Любуется храбр Илья дивным городом. Приезжает на княжеский двор Владимира Красно-Солнышко и показывает Соловья-разбойника князю и его гостям.
Выходил Илья на широкой двор
Ко тому Соловью-разбойнику,
Он стал Соловья уговаривать:
«Ты послушай меня, Соловей-разбойник млад!
Посвисти, Соловей, по-соловьиному,
Пошипи, змей, по змеиному,
Зрявкай, зверь, по-туриному
И потешь князя Владимера!»
Засвистал Соловей по-соловьиному,
Оглушил он в Киеве князей и бояр,
Зашипел злодей по-змеиному,
Он в-третье зрявкает по-туриному,
А князи-бояра испугалися,
На корачках по двору наползалися
И все сильны богатыри могучия.
И накурил он беды несносныя:
Гостины кони с двора разбежалися,
И Владимер-князь едва жив стоит
С душеи княгиней Апраксевной.
Говорил тут ласковой Владимер-князь:
«А и ты гой еси, Илья Муромец сын Иванович!
Уйми ты Соловья-разбойника,
А и эта шутка нам не надобна!»
3-й ведущий. За свою богатырскую жизнь Илья Муромец много провёл сражений и победил немало злодеев. В этом человеке соединились черты мифического героя, реального отважного воина и святого.
1-й ведущий. Святого? Ты не оговорился?
2-й ведущий. Нет. Илья Муромец умер монахом Киево-Печерской лавры. Верующие поклоняются его иконе, особенно военные люди. День его памяти по церковному календарю – 1 января. Слайд № 11. Было очень много споров о том, на самом ли деле в Киево-Печерской лавре находятся мощи Ильи Муромца или это мощи другого святого.
3-й ведущий. Да, я читал, что в 1988 году комиссия Минздрава проводила экспертизу мощей Ильи Печерского, в ходе которой были выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении в юности паралича конечностей. Были обнаружены следы от многочисленных ранений. Святой имел рост 177 см (высокий рост для средневекового человека). Причиной смерти послужил удар острого орудия в грудь сквозь прикрывавшую грудь левую руку. Смерть наступила в возрасте около 40—55 лет.
2-й ведущий. Мощи доказывают, что для XII века Илья обладал очень внушительными размерами. На левой руке глубокая округлая рана, такое же повреждение и в левой области груди. Создаётся впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и она была пригвождена к сердцу ударом копья. Видимо, после тяжёлого ранения Илья принимает решение окончить свои дни монахом, как было принято на Руси. Но в монастыре он, видимо, недолго прожил, поэтому в Киево-Печерском патерике нет его жития.
1-й ведущий. Вот каким необычным человеком был Илья Муромец: не только воин, умело владеющий оружием, а защитник земли Русской, истребитель зла, грозящего Родине! И в посмертии своём он оберегает Русь! Он достоин уважения, мы должны помнить о нём и о других людях, сделавших много доброго для своего народа. Такими людьми земля наша держится.
2-й ведущий. О нём помнят. В городском парке города Мурома в 1999 году поставлен памятник Илье Муромцу. Щелчок на слайде № 11. Былинный герой изображен здесь в облике богатыря-монаха: в шлеме и кольчуге, из-под которой видна монашеская риза. Правой рукой он держит высоко поднятый меч, а левой – крест, прижимая его к груди.
3-й ведущий. В селе Карачарове, которое уже давно стало частью города Мурома, много святых источников. Жители города верят былинам, которые сказывают, будто из-под скока коня богатырского родники начинали бить. Очень много в Карачарове святых источников преподобного Илии Муромца.
1-й ведущий. Говорят, чтоне исчез с земли Русской род Ильи Муромца – до сих пор живут его потомки в Муроме.
2-й ведущий. Да, говорят. Потомками Ильи считаются Гущины. По преданию, Илья Муромец тоже был Гущин. Так прозвали семью богатыря из-за того, что она жила на самом краю села в гуще леса. Афанасию Гущину, жившему в конце XIX века, местные власти официально запретили участвовать в кулачных боях – мог убить человека одним ударом. Лишь он в роду Гущиных унаследовал богатырскую силу. Слайд № 12. В Муроме считают, что изба Ильи стояла на том месте в селе Карачарове, где теперь стоит дом сестёр Гущиных, являющихся потомками русского богатыря в 28 колене. На доме табличка с надписью: «Дом Гущиных. На этом месте стояла изба славного богатыря Ильи Муромца». В центре вы видите семилетнего мальчика Ваню Гущина – потомка Ильи Муромца. Он знает о своём былинном предке.
3-й ведущий. Как хорошо, что есть люди, которые помнят свою историю.
1-й ведущий. Да, это правильно. Один известный писатель сказал, что человек, не знающий свою историю, – дикарь. Хорошо, когда человек знает свои корни, культуру своей страны.
2-й ведущий. Читайте, задумывайтесь, помните о героическом прошлом своей страны, и когда-нибудь вы тоже совершите подвиг. Ведь героями не рождаются, героями становятся!