Олимпиада для проверки знаний учащихся 9 классов по литературе. Работа состоит из 7 заданий, с правильными вариантами ответов.
Максимальный балл: 32.
Задание 1
Что вы знаете о древнерусской литературе? Перечислите основные жанры древнерусской литературы.
Задание 2
Какому герою принадлежат слова? Назовите автора, произведение, определите жанр.
а) "Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану".
б) "Так ты не веришь, чтоб я был государь Петр Федорович? Ну, добро. А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Думай про меня что хочешь, а от меня не отставай. Какое тебе дело до иного-прочего? Кто ни поп, тот батька. Послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы, и в князья".
Задание 3
Назовите произведение, жанр, автора.
а) Вам дан был Царь? - так тот был слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан - так этот очень лих;
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!
б) Кругом меня цвел Божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев
Прозрачной зелени листов…
в) Шествие стало удаляться, все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым.
Задание 4
О каком поэте Марина Цветаева написала:
"И не жалость - мало жил,
И не горечь - мало дал, -
Много жил - кто в наши жил
Дни, все дал - кто песню дал".
Задание 5
Определите литературоведческий термин.
а) Один из видов драмы, в основе которого лежит напряженный, непримиримый конфликт, чаще всего оканчивающийся гибелью героя.
б) Течение в европейской литературе и искусстве второй половины 18 века, в основе которого лежит чувство, переживания человека.
в) Изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ.
Задание 6
Кто изображен на фотографиях?
Задание 7
Выполните анализ стихотворения С.А. Есенина.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым,
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Задание 1
Древнерусская литература возникла в конце 10 - начале 11 века месте с принятием христианства под влиянием потребностей Церкви и государства. "Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Жанры: слово, поучение, моление, повесть, хождение, житие. (3 балла)
Задание 2
Какому герою принадлежат слова? Назовите автора, произведение, определите жанр.
а) Д.И Фонвизин, комедия "Недоросль", Стародум. (4 балла)
б) А.С. Пушкин, роман "Капитанская дочка", Пугачев. (4 балла)
Задание 3
а) И.А. Крылов, басня "Лягушки, просящие царя". (3 балла)
б) М.Ю. Лермонтов, поэма "Мцыри". (3 балла)
в) Л.Н. Толстой, рассказ "После бала". (3 балла)
Задание 4
Слова о С.А. Есенине. (1 балл)
Задание 5
а) Трагедия. (1 балл)
б) Сентиментализм. (1 балл)
в) Олицетворение. (1 балл)
Задание 6
а) И.А. Бунин (1 балл)
б) А.А. Ахматова (1 балл)
в) Н.С. Лесков (1 балл)
Задание 7
Выполните анализ стихотворения С.А. Есенина. (5 баллов)
Итого - 32 балла.