Практикум по русскому языку 5 класс по теме "Пунктуационное оформление сложных предложений"

В работе представлен практикум по русскому языку для 5 класса по теме "Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да".

1. Из чего состоит сложное предложение:

а) двух или нескольких сложных слов;
б) двух или нескольких простых предложений;
в) двух или нескольких однородных членов.

2. Что содержит сложное предложение:

а) несколько грамматических основ;
б) несколько сложных слов;
в) одну грамматическую основу.

3. Что является средствами связи в сложном предложении:

а) грамматическая основа;
б) вводные слова;
в) интонация и союзы.

4. На что делятся все сложные предложения, в зависимости от средств связи частей сложного предложения:

а) союзные и бессоюзные;
б) союзные, присоединительные, придаточные;
в) сложносочиненные и сложноподчиненные.

5. На что делятся все сложные предложения, в зависимости от типа союзов и союзных слов:

а) главные и придаточные;
б) союзные, бессоюзные;
в) сложносочиненные и сложноподчиненные.

6. Спишите, расставляя запятые. Составьте схемы предложений.

(1) Сильно рванул ветер и со свистом закруж..л по степи. (2) Над осокой прол..тели знакомые три бекаса и в их писке слышались тр..вога и досада. (3) Обоз весь день прост..ял у р..ки и тронулся с места когда с..дилось со..нце.

(4) З..леный огонь погас и тени исчезли. (5) Юрта охранялась гр..мадными черными с..баками и они встретили нас свирепым лаем. Вскоре пок..зался хозяин и пригласил нас в свою юрту.

7. Сколько грамматических основ в данном предложении. Ответ запишите цифрой.

Стоял апрель, мы жили в Ялте, бездельничали после девяти месяцев отчаянной трепки в зимнем океане.
8. Прочитайте. Выпишите номера сложных предложений.

(1) Ягненок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек. (2) Солнце всходило, но вместе с ним с востока шли облака, и как-то не светлело. (3) Изредка блеснет на солнце серебристой чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко реет в воздухе темный фрегат (морская птица) или белоснежный альбатрос.

(4) Убеждения внушаются теорией, а поведение же формируется примером. (5) Даша прощалась с ним и пошла домой.

9. Выберите схему сложного предложения. Ответ запишите цифрой.

  • [– =], [– =].
  • [– =].
  • [– =, =,].

10. Из данных простых предложений составьте сложное, добавив союз. Запишите его.

а) Над лугами шел холодный дождь.
б) Ветер налетал косыми ударами.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!