В работе представлен практикум по русскому языку для 5 класса по теме "Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да".
1. Из чего состоит сложное предложение:
а) двух или нескольких сложных слов;
б) двух или нескольких простых предложений;
в) двух или нескольких однородных членов.
2. Что содержит сложное предложение:
а) несколько грамматических основ;
б) несколько сложных слов;
в) одну грамматическую основу.
3. Что является средствами связи в сложном предложении:
а) грамматическая основа;
б) вводные слова;
в) интонация и союзы.
4. На что делятся все сложные предложения, в зависимости от средств связи частей сложного предложения:
а) союзные и бессоюзные;
б) союзные, присоединительные, придаточные;
в) сложносочиненные и сложноподчиненные.
5. На что делятся все сложные предложения, в зависимости от типа союзов и союзных слов:
а) главные и придаточные;
б) союзные, бессоюзные;
в) сложносочиненные и сложноподчиненные.
6. Спишите, расставляя запятые. Составьте схемы предложений.
(1) Сильно рванул ветер и со свистом закруж..л по степи. (2) Над осокой прол..тели знакомые три бекаса и в их писке слышались тр..вога и досада. (3) Обоз весь день прост..ял у р..ки и тронулся с места когда с..дилось со..нце.
(4) З..леный огонь погас и тени исчезли. (5) Юрта охранялась гр..мадными черными с..баками и они встретили нас свирепым лаем. Вскоре пок..зался хозяин и пригласил нас в свою юрту.
7. Сколько грамматических основ в данном предложении. Ответ запишите цифрой.
Стоял апрель, мы жили в Ялте, бездельничали после девяти месяцев отчаянной трепки в зимнем океане.
8. Прочитайте. Выпишите номера сложных предложений.
(1) Ягненок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек. (2) Солнце всходило, но вместе с ним с востока шли облака, и как-то не светлело. (3) Изредка блеснет на солнце серебристой чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко реет в воздухе темный фрегат (морская птица) или белоснежный альбатрос.
(4) Убеждения внушаются теорией, а поведение же формируется примером. (5) Даша прощалась с ним и пошла домой.
9. Выберите схему сложного предложения. Ответ запишите цифрой.
10. Из данных простых предложений составьте сложное, добавив союз. Запишите его.
а) Над лугами шел холодный дождь.
б) Ветер налетал косыми ударами.