Дидактический материал разработан для обобщения и закрепления теоретического материала по русскому языку в 5 классе, может использоваться для самостоятельной работы учащихся.
Задание: Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания. Выполните морфологический разбор выделенных слов.
Карточка № 1
На опушке леса
На опушк.. молодо..о леса есть пруд. Из него б..ёт подземный ключ... Это в б..лотах и вя..ких трясинах р..ждает(?)ся р..ка (В,в)олга. Отсюда она направляет(?)ся в далекий путь. Поэты и художники просл..вляют красоту р..дной реки в уд..вительных сказках песнях к..ртинах. Ни..кий бере.. покрыт зеленым к..вром лугов и кустарн..ками.
На лугу п..стреют яркие цветоч..ки. Их сла..кий запах разл..вает(?)ся в мя..ком воздух... Полной грудью вдыхаеш.. ар..мат лугов. Откос на берегу (В,в)олги очень красив. Мес..ные ж..тели любят пров..дить здесь выходные дни. Они любуют(?)ся окрес..ностями купают(?)ся.
Карточка № 2
В лесу
Мы идём по у..кой дорожк.. берегом боль..о озера. Над ближ..им лесом встаёт сол..це. Под его луч..ми сверкает голубое озеро. За ним ш..рокой полосой л..гло б..лото. Тут шагать опас(?)но. Мы вход..м в зелёную чащ... Ровными р..дами стоят высокие сосны. Ре..кий луч.. со..нца льёт(?)ся через густую зелень.
Под деревьями прохладно. Тиш.. и глуш.. в лесу. В тиш..не начинают ш..птат(ь)ся между собой деревья. В этой месс..ности ж..вут пуш..стые белки. Вот зверёк прыгнул с ветк.. на ветку ур..нил с..сновую шишку. Мы постояли у опушк.. и пошли к деревн... Крутой под..ём в..дёт в гору. Там конец наше..о пути.
Карточка № 3
Белки
В темн.м елов..м лесу с утра до поз..не..о вечера хлопоч..т проворные белки. Поднимут(?)ся белки на в..ршину высокой ели переем..хнут с ветк.. на ветку а потом спускают(?)ся на землю за орех..ми. В развилк.. елов..го суч..ка белочка развес..ла сушить под..синовик маленькие опенки. В л..сных к..адовых спрят..ла о(т,д)борные орехи.
Поз..ней осенью перемен..т бел..ка свое красное платье на серую зимн..ю шу..ку. (В) вершин.. густой ел.. устро..ла белоч..ка теплое гнездо. Там она воспитывает бельчат зимой СП..сается от лютых м..розов и холодных ветров. Самый веселый зверек в наших лесах – это шустрая белка.
Карточка № 4
Звуки осеннего леса
Тихо и светло бывает в лесу осенн..м днём. Листья продолжают осыпат(?)ся и больше (не) зат..няют землю. Птицы (не) щебеч..т. Они уже ул..тели на юг. Ст..олы деревьев подпирают небо. Между ними расстилает(?)ся м..гкий к..вёр из сухих листьев. Изредка п.падаются молод..нькие ду..ки,(на) них ещё (не) опали лис(?)тья.
Они вспыхивают на со..нце в просветах между стволами. Гулкое эхо ра..даётся в лесу, как в пустом доме. В таком лесу далеко слыш..тся каждый звук. Хрус..нет сухая ветка зашуршат опавшие лис(?)тья. Это или заяц проскоч..т, или осторожно лисица пробирает(?)ся среди кустов.
1. Укажите слово, в котором есть проверяемая безударная гласная в корне.
а) Удалился б) бассейн в) травка г) аллея
2. Укажите слово, в котором есть непроверяемая безударная гласная в корне.
а) Глядел б) шагал в) объяснил г) беседовал
3. Укажите слово, в котором есть проверяемый (сомнительный) согласный в корне.
а) Нечестный б) чувствовать в) смазчик г) экзамен
4. Укажите слово, в котором есть непроизносимый согласный в корне.
а) Зубки б) наряд в) окрестность в) территория
5. Укажите слово, в котором пишется разделительный Ъ (твёрдый) знак.
а) Бур_ян б) раз_единить в) по_яснить г) с_экономить
6. Укажите слово, в котором пишется разделительный Ь (мягкий) знак.
а) Нян_чить б) С_ёжиться в) с..ездить г) обез_яна
7. Укажите слово, в котором после шипящего пишется Ь (мягкий) знак.
а) Берёзовых рощ_ б) острый меч_ в) спелая рож_ г) постройка дач_
8. Укажите слово, в котором после шипящего не пишется Ь (мягкий) знак.
а) Яркий луч_ б) несёш_ся по коридору в) коварная лож_ г) реж_те хлеб
9. Укажите слово, в котором пишется ТЬСЯ.
а) Ребёнок купает_ся б) начал вращат_ся в) сын улыбает_ся г) друзья встречают_ся
10. Укажите слово, которое пишется не так, как все остальные.
а) Оранжевый параш_т б) строгое ж_ри в) ч_десный день г) тонкая брош_ра
Задание: Вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания
Ноябрь – предзимний вечер
Колючий утренник словно предупреждает, что суровые заморо…ки на земле и в воздухе в..шли в силу. Ноябрь соед..няет глубок..ю осень с устойчивой з..мой.
Бледный снег украс..л деревца в овра…ках и д..линах. Первый снеж..к пол..жал и раста..л но он унес с собой и остаток т..пла. Нач..лось ненастье. М..росят зат..жные дожди со снегом.
На р..бинах пиршество др..здов.
В..селой гурьбой п..рел..тают они с дерева на дерево. Заяц за обновки прин..лся. Б..леет зайчонок с ног м..няет цвет шкурки под стать снегу. Все крепче забирает з..ма все ч..ще непогода. Крутит(?)ся позёмка переп..лзает через д..роги п..крывает неровности земли. Дни идут на убыль ночи прибавляют. В ноябре рассвет с сумерками в полдень встречают(?)ся.
Берёзовый лес
Летн..е утро подн..мает с постел... Над ш..рок..й р..кой ещё расстилает(?)ся густой туман. Скоро он проп..дает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремуче..о тополя потом верхушки черёмухи. Пора отправлят(?)ся за яг..дами гр..бами.
Я заметил, что чаще всего грибы попадают(?)ся возле берёз. Берёзка дружит с гр..бами. Под её покровом р..стёт всем извес..ный подб..рёзовик.
Подосиновик - гриб яркий, стройный, кре.кий. Он (не) выл..зает вдруг на дорог.. или тропк... Ж..вёт он в высоком осинник.. и (не)прячет(?)ся. Издали замечаеш.. его яркую шля..ку.
Срезаеш.. гриб а рядом вид..ш.. ещё штук пять. И разом грибы кончаются но у вас уже полная к..рзинка. Можно собират(?)ся д..мой.
Карточка № 1
Списать, расставляя знаки препинания, составляя схемы предложений.
1. Подул ле..кий ветерок с тихим шорохом проб_жал по всему саду и скоро затих. 2. Прил_тели птицы и наполнили лес своим пением. 3. Склонились ветви деревьев спрятали молодые гри.._ки. 4. Девочка сняла серебряные башмачки см_хнула с них доро..ную пыль и спрятала в сумку
Карточка № 2
Списать предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркнуть однородные члены, составить схемы предложений.
1. В городском парке росли лилии розы тюльпаны. 2. Дюймовочка нагнулась над птицей раздвинула перышки и поцеловала ее прямо в закрытые глазки. 3. Рыбки столпились у стебля и живо перегрызли его своими зубами
Карточка №3
Дописать предложения, образуя сложное предложение и предложение с однородными членами.
1. Выглянуло солнце и … 2. Прозвучал горн и … 3. Ракета взлетела и …
Карточка № 4
Выписать только те предложения, которые соответствуют схеме: ( ), и ( ). (знаки препинания не проставлены)
1. Подо льдами крепкими дремлют воды рек белыми сугробами лег на крыши снег. 2. Дверь тихонько отварилась и царица очутилась в светлой горнице. 3. Войско в горы царь приводит и промеж высоких гор видит шелковый шатер. 4. Вдруг раздался легкий звон и в глазах у всей столицы петушок вспорхнул со спицы. 5. Долго Иван-царевич по дремучим лесам пробирался и пришел наконец к Кощееву дубу .
Карточка № 5
1. Вставить пропущенные буквы.
Скрываться в зелен_, на площад_, в подземель_, лежать на постел_, на постельк_, заниматься в секци_, лежит на ладон_, учавствовал в сражен_, соревновани_, фестивал_, конкурс_,
2. Поставит данные в скобках существительные в родительном падеже множественного числа.
Пара (ботинки, чулки, носки). Много (дела, яблони). Килограмм (яблоки, апельсины).
Карточка № 6
1. Вставить пропущенные буквы.
Много луж_, путешествовали по Сибир_, Карели_, Средней Ази_; читали о лини_, станц_, дорог_; говорили о Мари_, Даш_, Кол_, Саш_, Ксен_; побывали в зоопарк_, музе_, планетар_, на выставк_; растет на берез_, топол_, ел_, сирен_.
2. Поставить данные в скобках существительные в родительном падеже множественного числа.
Килограмм (мандарины, томаты).
Карточка № 7
1. Вставить пропущенные буквы.
Жизнь в изгнани_, разд_ваться в аудитор_, задр_жать от радост_, по_ вляться к ноч_, об увл_ни_, Юли_, узнать о землетр_ни_, об_являть о стихи_, прибл_жаться к полын_, показаться на дорог_, находиться в смущени_.
2. Разобрать по составу слово сожаление.
Карточка № 8
1. Вставить пропущенные буквы.
В мякот… лимона, учился в лице.., находиться в отд..лени…, видит на Ра...тояни.., шел по лес..ниц.., поездка по Африк.., вдоль тропинк.., на тропинк…,
луч… м света, по окончании…школы.
2. Образовать существительные с корнями -един-, -жал-, -тряс-
Карточка № 9
1. Вставить пропущенные буквы.
Дол..теть до границ.., вспомнить о бесед.., молодеж.., с пас..бищ.., под круч..й, ключ..м, об ущель.., отдать Вер.., думать о поздравлени.., жить в Грец.., написать в журнал.., рас..казал на собрани.., под..езжали к Астрахан…
2. Подобрать 2-3 существительных с корнями -лаг-, -лож
Карточка № 10
1. Вставить пропущенные буквы.
Звонить Сереж.., позн..комиться в театр.., при ни..кой температур.., дост.. вать с верхней полк.., др..жать от страха, зацвел на акац.., л..житься на террас..,изв..ниться за опоздании.. .
2. Составить предложение, соответствующее данной схеме: сущ – сущ.
Карточка № 11
1. Вставить пропущенные буквы.
Об..яснить Волод.., позн..комиться в театр..,кричать от бол.., читать книги о революц.., в..днеется в д..лин.., варить в кастрюл.., в..сеть на спинк.. кроват.., зах..дить в ..дани.. .
2. Подобрать 2-3 существительных с корнями –раст-, -ращ-.
Карточка № 13
1. Подобрать к данному существительному, стоящему в скобкох, прилагательное, составить с ним предложения.
Дружный, дружеский, дружественный (привет, отношения, работа), серебряный, серебристый (голос, иней), старый, старинный (человек, рукопись).
2. Подчеркнуть словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении.
Карточка № 14
1. Просклонять словосочетания весенняя пора, горячий чай. Обозначить графически окончания прилагательных.
2. Подчеркнуть прилагательные как члены предложения.
1. Вода в горных речках холодная. 2. Шоссейная дорога проходит по низкой местности.
Карточка № 15
Списать, согласовать стоящие в скобках прилагательные с существительными. Обозначить графически окончания прилагательных. Составить схему первого предложения.
Солнце только что поднялось из-за верхушек (огромный сосновый) бора и светило (просторный моховой) болото.
Оно поросло (частый) березняком. Вся земля покрыта ( мягкий зеленый) мхом, а на бугорке (целый) заросли черники. Нагнешь кустик и рвешь одну (спелый) чернику за другой. (По Г. Скребицкому)
Карточка № 16
1. Дописать окончания прилагательных, объясняя графически выбор орфограмм.
Горяч.. чай, с ближн.. мельницы, свеж.. следами, коротк..м.. ночами, син.. сугробами, на весен.. солнце, от ласков.. лучей, дальн.. лесом.
1. Вставьте и объясните окончание прилагательных: ранн.. (какое?) утро, певч.. птицы, пахуч.. масло, рычащ.. львица, в погож.. деньки, дальн.. дорога, на син.. птицу, бескрайн.. поле, на последн.. электричку, ранн.. пташка, могуч.. богатырь, мешающ..ся стол, с сыпуч.. крупой, к робк.. человеку, по виноградн.. кусту, через ветвист.. дерево.
2. Объяснить окончание существительных: по ботаникЕ (1 скл, по земле или Д.п.), о волнениИ (на –ИЕ).
в сопротивлени.. ( )
на верхушк..
к лодк..
на территори..
при молчани..
по чашк..
без матер..
в колокольчик..
3. Вставьте и объясните окончание глаголов: ты мечта Ешь (мечтать, на -ать, 1 спр.)
мы подкорм.. ( )
ты помеша..
он рыбач..
он посад..
он светле..
мы кол..
мы обид..
они стро..
4. –ТСЯ или -ТЬСЯ: он не высыпается (что делает?), гусь щиплет..ся , не надо прятат..ся, залетел подкормит..ся, возвращает..ся с охоты, зарывает..ся в снег, можно забрат..ся, нельзя шевелит..ся, пора собира..ся, картошка варит..ся, ей надо долго варит..я.
5. Объясните выбор суффикса в глаголах прошедшего времени: таЯл (таЯть)
кле..л ( )
увид..л
се..ла
обид..л
леле..ла
исправ..л
услыш..л
конч..л
6. Вставьте, где необходимо, Ь. Объясните свой выбор.
Около рощ..( ), луч.., запряч.. лошадей, хитрая мыш.., пострич.. ребенка, купиш.. калач.., на месте пожарищ.., зажеч.. свечу, много задач.., печ.. пироги, засохший корж.., много туч.., упасть навзнич.., вкусная дич.., ударить наотмаш...
7. Объясните О-Ё после шипящих.
Ш..лковый меш..чек, ч..рный зайч..нок, чуж..й сапож..к, печ..ный пирож..к, деш..вая туш..нка, ещ.. горяч.., кумач..вым плащ.., ш..пот и ш..рох, ш..л сквозь трущ..бы, ож..г палец, ож..г пальца, забольш..й туч..й.
8. И или Ы.
Ц..трусы, ц..нга, ц..плята, акац..я, ц..ганский, ц..рк, аттракц..он, пальц.., молодц.., куц..й, ц..ркуль, авиац..я, сестриц..н, лисиц..н, панц..рь.
9. Объясните чередование гласных в корнях.
Расст..лать, разб..ру, проб..раться, раст..рать, раст..реть, переб..рать, забл..стел, заж..гать, заб..рем, зам..реть, уд..рать, зам..рать, расст..лил, бл..стать, зам..рли, приб..рать, отп..реть, ст..реть, прот..рать, заст..лить, подр..сло р..стение, выр..сли водор..сли, ср..щение костей, зар..сло травой, зеленый р..сток, старый р..стовщик, щенок подр..стает, выр..щивать лук, прик..саться, к..снулся, разл..жить, предл..гать.
10. Спишите текст, исправив ошибки.
Сирежа очинь жолел воробеф земой. Он с мастирил для них кармушку, и в марозныи дни чясто сыпал внее крошки и зирно. Ведь сытай птице холод перенасить лехче.
Однажды зимния стужа, загнала сюда синичьку. Она стала охотно по сещать Сережыну сталовую. Синици любют сало. Сирежа до стал кусочик падвесил ево на ниточке.
Синичька окозалась очень умной. Она мигом догодалась что это угащение для нее. Она уципилась засало лапками. Это лакомство пришлось ей по фкусу.
Однажды сережа проспал. Синичка попрыгала с варабъями по пустой кармушке, и стала клювом стучять по стиклу окна.
С тех пор синичка каждое утро будила Сережу.
11. Объясните знаки препинания.
12. Разберите по составу слова: побежали, волнистый, договорились, зайчонок, сестрица, стульчик, калачик, домишко, рассказывает, осенний, кисловатый, домище, красненький, руками, подпишут, городской, лесной, лимонный.