Цель: воспитывать интерес к изучению математики, развивать логическое мышление, расширять кругозор.
Сцена оформлена математическими высказываниями, математической символикой, шарами.
Реквизит: костюмы Мистера Х, Клоуна, Незнайки, Пампушки, двоечницы и отличницы.
Показ видеоролика Ералаш "Где же рубль?"
Ведущий 1: Ребята, посмотрев этот видеоролик какой вывод мы можем сделать?
Ведущий 2: Правильно, мы делаем вывод, что математика не только сложная, но и полная тайн и загадок, а еще интересная тем, что надо все время что то искать, то Х то У.
- Поэтому наше сегодняшнее мероприятие называется "В поисках Мистера Х". Кто же это таинственный Мистер Х?
На сцену выходит Мистер Х.
Мистер Х: Дорогие ребята, сегодня вам предстоит разгадать: кто же я. Пройдя 5 туров вы должны будете меня рассекретить.
- Я буду рядом с вами, буду помогать вам, ведь без меня не решается ни одна задача.
- Даю вам подсказку: в математике без меня – никуда. Ученику без меня в математике – трудно.
Ведущий 1: Стало очень интересно,
Кто иль что за маской Х
Но уверена, совместно,
Разгадаем мы твой лик!
Ведущий 2: Ребята, справимся же?
Ведущий 1: Трудно даже представить себе жизнь без математики. Здесь не поможет даже самая смекалистая фантазия.
Ведущий 2: Говорят, что в одной из европейских стран организовали конкурс на лучшее сочинение "Как бы человек жил без математики".
Ведущий 1: Ну и что?
Ведущий 2: За лучшее сочинение обещали очень большую премию.
Ведущий 1: И кто ее получил?
Ведущий 2: Представь себе, что никто. На конкурсе не было представлено ни одной работы: даже самые большие фантазеры не смогли представить жизнь без математики.
Ведущий 1: Так история этого конкурса еще раз убеждает нас, что общество без математики не может существовать.
Ведущий 2: Люди работают и строят.
Ведущий 1: Открывают секреты атома.
Ведущий 2: Открывают Космос, изучают Луну, дно океанов и недра Земли.
Ведущий вместе: И в этой деятельности им помогает математика.
Ведущий 1: Сегодня на нашем мероприятии мы как раз в этом убедимся. В игре участвуют 6 команд 5 - классов.
Ведущий 2: 5 а, 5б, 5в... класс
Ведущий 1: Ребята, вам сегодня нужно будет пройти 5 туров. За каждый тур вы получаете определенное количество баллов.
- Нужно постараться выполнить как можно больше заданий и заработать баллы. Победителем будет та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
Ведущий 2: А оценивать работу команд будут строгое, но справедливое жюри в составе...
Ведущий 1: Сейчас команды готовятся сражаться, а болельщики класса вместе с классными руководителями проходят в кабинеты, где будут выполнять проект по функциональной грамотности "Рассчитай бюджетный вариант ремонта комнаты".
В зале появляются Маша Двойкина и Света Пятеркина.
Сценка "И чему нас только в школе учат"
(Вычисления показывают на доске)
Маша Двойкина (Маша): И чему нас только учат в школе? Все время учитель говорит, что для сокращения дробей нужно раскладывать числитель и знаменатель на множители и сокращать на общий множитель.
Света Пятеркина (Света): А разве это не так?
Маша: Конечно нет. Можно делать все сокращения проще. Вот, смотри. Беру 16/64, зачеркиваю 6 и получаю 1/4. Разве 16/64 не равняется 1/4?
Света: Равняется, но…
Маша: Никаких "но". Беру 26/65, зачеркиваю 6 и получаю 2/5. Беру 266/665, зачеркиваю 6-ки и получаю 2/5. Беру 166/664, зачеркиваю 6-ки и получаю 1/4. Беру…
Света: Погоди, погоди…
Маша: Что "погоди"? 26/65= 2/5; 16/64/1/4 Нет, нас в школе учат неправильно. Зачем нам раскладывать на множители? Зачеркивай одинаковые цифры и все!
Света: А если я возьму 13/36, то разве она равняется 1/6?
Маша: Нет, не равняется, но это только одна такая дробь.
Света: Как одна. А разве 21/42 = 1/4 равняется?
Маша: Да, тоже вроде не равняется. Так, что же, выходит так нельзя сокращать.
Света: Конечно, нельзя.
Маша: Жаль, а так было бы просто.
Света: Ты всегда ищешь, где проще. Не любишь трудиться, не хочешь думать. Вот поэтому у тебя всегда двойки.
Маша: Все, буду учиться. Честное слово, ребята. Выучу НОДы и НОКи и буду сокращать правильно, складывать, вычитать, умножать и делить обыкновенные дроби. Вы мне верите?
Света: Сейчас ребята. Мы с Машей проверим как хорошо вы знаете математику? Каждая команда получит вопросы с заданиями. Вам необходимо ответить на вопросы в течение 3 минут.
- Один правильный ответ - 1 балл. Итак, время пошло. Ребята, не забываем, что к концу мероприятия вы должны понять, кто или что прячется за маской Мистера Х: И в 1 туре вам без Мистера Х никак не справиться. (Мистер Х ходит от команды к команде, но не подсказывает)
Вопросы 1 тура
Маша Двойкина: Время истекло. Работы предоставляем жюри. Надеюсь, присутствие Мистера Х вам помогло, ребята, и вы уже близки к разгадке.
- Подумайте, что помогло вам ответить правильно на вопросы.
Света Пятеркина: Ребята, вы меня не убедили! Мы вас еще хотим проверить! У нас есть черный ящик! А вам нужно узнать, что там находится.
- Для этого нужно разгадать кроссворд и найти в нем выделенное слово. За каждое отгаданное слово, команда получает 1 балл. В выделенном слове спрятан предмет, который находится в черном ящике.
Маша: Время 3 мин. Достает из ящика предмет та команда, которая будет быстрее всех и зарабатывает на этом дополнительное очко.
Света: Время исстекло. Предоставляем свои работы жюри.
Давайте достанем предмет из черного ящика! (Достают циркуль)- 5 класс. Достают Транспортир - 7 класс)
Маша: Ребята, у меня к вам вот такой вопрос?
- На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и транспортир. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего Вы начнете? (Ребята, дают ответы)
Правильный ответ: сначала взять лист бумаги!
Если отвечают правильно, то сказать: Наверно вы очень сильно дружите с Мистером Х. Молодцы! Если не отвечают, то позвать на помощь Мистера Х.
Маша Двойкина: Мистер Х помогите ребятам, они без вас не справляются!
Мистер Х: Конечно я вам помогу, ребята, ведь такие задачи не решаются без меня.
- Вам надо начертить окружность на листе бумаги, но у вас на столе она есть? Нет! Значит вам сначала надо взять лист!
Света: Ребята, вы все молодцы! Мы с Машей прощаемся с вами и желаем, чтобы на своем пути вы встречали только меня - Свету Пятеркину, а не Машу Двойкину. (Уходят)
Ведущий 2: Говорят, что математики самые хитрые! Вы согласны с этим, ребята? (ответы детей)
В зале появляется два клоуна
Вместе: Нет, Нет. Мы тут самые хитрые, и мы вам это докажем! В математике же все надо доказывать!
Клоун А: Предлагаем старинный фокус. Тех, кто желает принять участие, просим выйти к нам. (Выходит ученик)
Клоун В: Вот тебе 10 руб., а вот 1руб.. Спрячь в одну руку 10 руб., а в другую – 1 руб. Мы отгадаем, в какой руке у тебя 10 руб., а в какой 1 руб.
Клоун А: Числовое значение монеты которая у тебя в правой руке умножь на 4, а числовое значение монеты, что лежит в левой руке умножь на 7. Сделал?
Ученик: Сделал.
Клоун В: Сложи эти числа и скажи четное или нечетное число ты получил?
Ученик: Четное.
Клоун А: Значит в правой руке у тебя 1 руб., а в левой 10 руб. Правильно?
Ученик: Да. (Если число нечетное, то наоборот. В левой руке 1 руб., а в правой 10 руб.)
2 клоун: Ну, что ребята, убедились, что мы самые хитрые? Чтоб, вам не было так обидно, мы даем вам возможность выяснить, может быть среди вас тоже есть хитрые?
Фокус со стаканами
(Если догадаются, то клоуны хвалят, если нет - то сами показывают)
2 клоун: На столе стоит 6 стаканов. Первые три из них с водой, а вторые пусты. Нужно сделать так, чтобы пустые и полные чередовались. Взять в руки можно только один стакан.
1 клоун: Не расстраивайтесь, ребята! У нас для Вас еще одно задание. На это Вам дается 3 минуты. По истечению трех минут мы с коллегой пройдемся и вы должны будете показать, как это можно сделать.
Реквизит: лист бумаги, канцелярская скрепка.
Задание: Снять скрепку с листка бумаги не дотрагиваясь до нее (до скрепки).
2 клоун: Ребята! Нам было очень интересно с вами работать, вы очень любознательные, активные и как мы поняли любите математику. Но нам пора прощаться. (Уходят)
Ведущий 2: А вы знаете ребята, что про математику очень много анекдотов. В этот час нескучной математики расскажу один из них.
- Приходит сын домой со школы и жалуется отцу: Опять получил двойку, так как не смог решить уравнение, найти х. А отец ему отвечает: Ооо, боже мой, так его до сих пор не нашли?! Его же еще искали, когда я учился! (В зале появляются два ученика)
Вместе: Мы тоже этот Х давно ищем!
Сценка "Решение уравнения"
(Уравнение написано на доске)
Ученик 1: Я решаю все задачи только на "отлично", а про уравнения и говорить нечего "щелкаю как семечки".
Ученик 2: Очень хорошо! А я вот целую неделю решаю уравнение 2·х=х и никак не могу его решить. "Щелкни", пожалуйста, это уравнение.
Ученик 1: А ты уверен, что это уравнение?
Ученик 2: Конечно, уверен.
Ученик 1: А что в уравнениях нужно искать?
Ученик 2: Так ты же "щелкаешь " уравнения, как семечки, и не знаешь, что нужно найти. "х" нужно найти.
Ученик 1: Эх ты, бедолага! И было б над чем неделю думать. Найти "х" говоришь? Так вот же он! (показывает пальцем на "х")
Мистер Х: Ой, ты действительно антиспециалист в решении уравнений. Лучше ребят попросим решить уравнения. И кто со мной дружит, тот точно справится. Вам ребята посоветую, побыстрее взяться за учебу! (Ученики склонив головы уходят)
Ведущий 1: Командам дается три минуты, чтобы решить два уравнения. За каждое решенное уравнение - 1 балл.
Ведущий 2: Ваше время истекло, сдаем работы жюри.
Ведущий 1: Ребята! Вы молодцы! Я увидел, что многие справились с заданием.
Ведущий 2: Я вот уже несколько дней ломаю голову над следующей задачей, представленной для 7 летних школьников! (на слайде)
Ведущий 1: И мне в голову ничего не приходит. Может попросим Мистера Х? Мне кажется он любит прятаться в таких головоломках!
Мистер Х: Конечно, я всегда готов прийти на помощь. Дайте подумать, где же здесь логика?
- Ааа, все понятно! Пишет на доске!
3 * 6 = 18
4 * 8 = 32
5 * 10 = 50
6 * 12 = 72
7 * 14 = 98
- Все ясно, второй множитель увеличивается на 2.
8 * 16 = 128
9 * 18 = 162
10 * 20 = 200
Значит, 10 = 200
Ведущий 1: Как же легко с помощью тебя Мистер Х понять сложные задачи. Ребята, вы наверно тоже в этом убедились уже?!
Мистер Х: Я пригласил к вам двух героев, для того, чтобы вы смогли убедиться в том, что может произойти с вами, если кто то будет использовать меня в своих корыстных целях!
В зале появляются Незнайка и Пампушка.
Сценка "Незнайка и Пампушка"
(Показывают вычисления на доске)
Пампушка: Незнайка, пойдем купим конфет. Там в киоске продают хорошие конфеты. По 7 копеек штука.
Незнайка: А у тебя деньги есть?
Пампушка: Есть. 20 рублей.
Незнайка: У тебя 20 рублей. У меня 8 рублей. Всего 28 рублей. (немного подумал)
- Хорошо, пойдем. А конфеты пополам.
Пампушка: Конечно. А сколько нам дадут конфет на 28 рублей.
Незнайка (со злостью): Сколько, сколько? Нужно знать деление. Сколько денег? 28 рублей!
- А сколько стоит одна конфета?
- 7 рублей. Нужно 28 разделить на 7. Смотри и учись. (Делит на доске)
- Делим 8 на 7. Получаем 1. Умножаем 1 на 7, получаем 7. Отнимаем. Получаем 1. Сносим 2. Делим 21 на 7. Получаем 3. Таким образом, нам дадут 13 конфет. Делим поровну: 7 мне, 6 – тебе.
Пампушка: Хорошо, но только что-то конфет много выходит.
Незнайка: Много. Чем больше - тем лучше! Давай проверим. Деление проверяют умножением. А умножение можно заменить сложением. Не так ли? (Пампушка утвердительно машет головой)
- Таким образом, деление проверяем сложением. Смотри! Записываю 13 семь раз. Прибавляю: 3 и 3. Шесть. Еще 3. Девять. Еще 3. Пятнадцать. Еще 3. Восемнадцать. Еще 3. Двадцать один. Единицы я уже сложил. Теперь продолжаю складывать десятки. Сколько у нас было?
Пампушка: 21.
Незнайка: Теперь 21 плюс 1 равно 22. Еще 1 – 23, еще 1 – 24, еще 1 – 25, еще 1 – 26, еще 1 – 27, еще 1 – 28. Вот, видишь, проверка сходится. Таким образом, нам дадут 13 конфет. Мы их разделим пополам. 7 – мне, а 6 – тебе.
Пампушка: А почему тебе 7, а мне 6. Разве это поровну?
Незнайка: Конечно поровну. Разделим 13 на 2. Сколько получим. Шесть? Таким образом, тебе шесть конфет, ну а мне – что останется. Таким образом, мне семь конфет. Математика, друг, наука точная. Пошли быстрее.
Пампушка: Да, да. Пошли. (Уходят)
Ведущий 1: Надеюсь, ребята, вы не попадетесь на такую уловку при выполнении следующего задания!
- Вам предстоит найти ошибки в примерах, записать правильный ответ и сдать жюри. Вам дается 3 минуты!
32 + 23 = 6 + 10 = 16;
23 + 42 = 6 + 8 = 14;
42 + 34 = 8 + 12 = 20.
Ведущий 1: Ребята, время вышло. Необходимо сдать ваши работы. (Приглашаются болельщики, рассаживаются по местам)
Ведущий 2: Вы прошли все этапы мероприятия. И чтобы вы удачно это сделали Вам помогал наш неповторимый Мистер Х.
- Надеюсь, вы догадались, кто же? или что же? скрывается под маской Мистера Х. Сейчас мы послушаем капитанов команд. Ваши предположения, кто же этот Мистер Х?
Ведущий 1: Конечно же ребята, это Логика. Без нее очень трудно в математике
Мистер Х: Я очень рад, что вы смогли меня разгадать! Я буду надеяться, что я стану вашим верным спутником и буду помогать вам решать самые запутанные головоломки и вы будете получать только одни 5 по математике!
Учитесь думать, объяснять,
Учитесь мыслить, рассуждать.
Ведь в математике, друзья,
Без логики никак нельзя!
Показ видеоролика: "Для чего нужна Логика?"
Ведущий 1:
Вот закончилась игра
Результат узнать пора
Кто же лучше всех трудился
И сегодня отличился?
- Предоставляем слово жюри.